aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Categories:

Коты - это сила

Мадонна

Будучи в паломничестве в одном из северных монастырей Руси, однажды я стал свидетелем такой картины: прямо во время богослужения приоткрывается щёлочкой диаконская дверь в иконостасе, и из алтаря на амвон выходит... толстый полосатый кот.

Подняв трубой роскошный пушистый хвост, четвероногий «алтарник» неспешно, ни на кого не обращая внимания, пересекает весь храм и исчезает где-то за свечным ящиком...

Наверное, многие из нас задавались вопросом: откуда котам такие привилегии? Отчего кошка – единственное животное, которому не возбраняется не только жить при храме и ходить где вздумается, но даже заходить в алтарь, а другому постоянному спутнику человека – собаке – нельзя даже приближаться к церковным вратам

Усатым – привилегии

Об отсутствии чётких уставных уложений о «правах» животных в храме свидетельствует и то, что Русская Православная Церковь – единственная из поместных Церквей, в которой действует неписаное правило, позволяющее котам и кошкам свободно входить не только в храм, но даже заходить в алтарь, что непозволительно никому, кроме них. Любой, кто бывал в паломнических поездках, видел, какими неоспоримыми привилегиями пользуются монастырские коты. Ухоженные, круглые, с лоснящейся шерстью, эти уютные насельники русских обителей пользуются любовью и монашествующих, и клириков, и мирян, и паломников. Помню, в Боголюбовском женском монастыре по диагонали площади шествует огромный чёрный котяра… Две насельницы обители, наблюдая за ним, улыбаются: «О! Архиерей наш шествует!»

Православная журналистка Анна Черняева рассказывает: «В Пасхальную ночь наблюдала такую сцену. В самый торжественный момент распахнулись Царские врата, и с пением: «Христос воскресе из мертвых» духовенство вышло на крестный ход. В толпе заохали: «Батюшки, кота несут!». Действительно, на руках одного из диаконов важно сидел усатый-полосатый.
– Что за нововведение? – спросила я у знакомого алтарника.
– Зверюшка больно шустрая. Забежала в алтарь, пока ловили – выходить пора. Вот и отправились с ней».

Есть в этом кошачьем «неравенстве» с другими тварями Божиими и чисто практический смысл: в старину мыши и крысы нередко наносили храмам и монастырям значительный урон, уничтожая и портя свечи, хлеб, деревянную утварь, богослужебные книги. Единственный разумный способ борьбы с этой напастью – только кошки. Вот и допускались они везде и всюду… Связано это и с особенностями национального менталитета русских: на Руси кошка традиционно была «чистым», уважаемым животным, которого любили и привечали. Отражается это отношение и в сказках, где кот – неизменно персонаж положительный, затейник и забавник, а порой и мудрец.

У преподобного старца Нектария Оптинского жил удивительно воспитанный кот, безпрекословно слушавшийся очень любившего его старца. Батюшка Нектарий говорил: «Герасим Иорданский был великий старец, потому у него был лев; а мы малы – у нас только кот»… Монастырская любовь к усатым-полосатым – реальна. В Ярославской, Вологодской областях, а особенно – севернее (в Карелии и на Архангелогородчине) многократно доводилось видеть особенные поворотные дверцы для кошки не только в дверях изб, но и во входных вратах храмов.

Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве:
«Ещё при Патриархе Алексии II был случай. В какой-то большой праздник отворяются Царские врата, а откуда-то сбоку вдруг выходит красивый откормленный кот, хвост трубой, и медленно и торжественно шествует впереди Патриарха на литию. Кота отловили, привели к Святейшему, посадили на стул, и Святейший совершенно серьёзно обратился к коту: «Кот, а кот! Что же ты Устава не знаешь?! Разве можно выходить на литию впереди Патриарха? Ты должен выходить позади всех, после протоиереев и иереев. Чтобы этого больше не повторялось». Все вокруг смеялись, но так и не поняли, усвоил кот урок литургики или нет».

Завершая наш рассказ о православном отношении к братьям нашим меньшим, хотелось бы всё же предупредить от противоположных «перегибов». Господь завещал нам любить тварей Своих и заботиться о них, но вот очеловечивать их, называть православными именами, а особенно превозносить их над людьми – великий грех. Сегодня часто можно услышать: «Чем больше знаю я людей – тем больше я люблю животных», «Собаки и кошки честнее и лучше человека» и т. д. Святые отцы не раз предупреждали, что такое очеловечение, в Церкви называемое грехом «антропоморфизма», добром не кончится. Во всём надо знать меру и иметь рассудительность, в том числе и в любви к малым сим…

Протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ:
«Животные находятся в особых отношениях с человеком: Бог сам приводил животных к человеку и смотрел, как человек будет называть их по именам. Но до поры до времени эти отношения были дружественными, а потом стали враждебными. При этом домашние животные, их способности общаться с человеком являются осколками Рая – доступными нам остатками от первозданного мира».

Андрей Олегович КЛОЧКОВ
Оригинал взят у sigma_s в Коты - это сила
Отрывки из статьи журнала "Русский дом" за сентябрь 2017 г.
Tags: Духовное, Пушистое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments