aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

8 октября - День памяти преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский (3 мая 1314 г. – 8 октября 1392 г.), церковный и государственный деятель Святой Руси, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, почитается величайшим подвижником земли русской. Он – идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского. Благословил его и его войско на победу в Куликовской битве. Воспитал плеяду учеников и последователей.


Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варницы (под Ростовом Великим) в 1314 году в семье знатных и благочестивых родителей — бояр Кирилла и Марии. Еще во чреве матери будущий подвижник трижды возгласил в храме во время литургии, славя Святую Троицу. С первых дней жизни младенец явился строгим постником: по средам и пятницам не пил материнского молока; мяса он не ел всю жизнь. При крещении он был наречен Варфоломеем.


(Троице-Сергиев Варницкий монастырь - родина прп.Сергия Радонежского)

(Святой колодец на территории монастыря. По преданию из этого колодца пили родители Сергия - прп.Кирилл и Мария и сам прп.Серигий)

Когда ему исполнилось 7 лет, родители отдали мальчика учиться грамоте, но она не давалась ему, пока однажды в лесу он не увидел инока и не попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил отрока. С тех пор он стал успевать в науках. При этом мальчик был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.

Когда родители Варфоломея переселились в Радонеж, а старшие братья женились, он захотел идти в монахи. Но родители, видя молодость сына, удерживали его. После кончины родителей Варфоломей стал искать удобное место для пустынных подвигов. Вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном он поселился в глухом лесу, выкопал здесь пещеру, построил келью и маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефан вскоре ушел в один из московских монастырей, а Варфоломей, будучи 24 лет от роду, принял постриг с именем Сергий и, живя в лесу, посвятил себя трудам, борьбе со злыми помыслами, посту и молитве. Число иноков стало
быстро увеличиваться, и таким образом основалась обитель.


(с.Радонеж)

В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрасталась и становилась богатым монастырем. Константинопольский Патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял прп. Сергия за его подвижничество и дал совет ввести строгое общинножитие. Преподобный последовал этому совету и с благословения  митрополита Алексия ввел общинножительный устав.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

(Покровский монастырь в Хотьково - здесь хранятся мощи родителей Сергия - прп.Кирилла и Марии)

Прп. Сергий умел воздействовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же совершал панихиды.

В 1389 году Димитрий Донской пригласил св. Сергия скрепить духовное завещание, призванное узаконить новый порядок  престолонаследия от отца к старшему сыну.

За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью преподобный Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6/19 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в  сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей. Многие благочестивые мужи просияли славой в его обители, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями. Его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года в Свято-Троицком монастыре. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году он был причислен к лику святых. И по нынешнее время подает он помощь притекающим с молитвой к его мощам, покоящимся в Троице-Сергиевой лавре.

Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского – это его жизнь.

Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.

В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития», как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Как упоминалось выше, незадолго до смерти Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения». По сути дела в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи «высокого жития».

Проповедуя «высокое житие», Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов – богатства, власти, ненависти, насилия. Преподобный Сергий Радонежский считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. «А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим», – говорил Преподобный Сергий Радонежский.


(Троице-Сергиева Лавра - детище прп.Сергия Радонежского)

Поэтому в самом Свято-Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий Радонежский не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители
окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.

Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков – человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая искуса судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь «великого старца», как его называли, выглядит и парадоксальным – всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате
стал его духовным предводителем. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII-XIV столетиях.

Вскоре после смерти преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей.

По материалам сайта http://www.pravoslavie.ru/



Tags: Духовное, Памятное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments