aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Как мощный ракетный «Ураган» на подводных крыльях стал «цепным псом» Черноморского флота



Корабль, передвигающийся по волнам со скоростью спортивного автомобиля и вооруженный ракетами для «усмирения» потенциального противника, — вовсе не фантазия. Малый ракетный корабль (МРК) проекта 1240 «Ураган», способный «парить» по воде на подводных крыльях, стал настоящей революцией в области судостроения.

Эта уникальная разработка, созданная советскими конструкторами Невского морского завода МСП, была спущена на воду 1973 году. После успешных испытаний в 1976-м «Ураган» был включен включенный в состав Черноморского флота.

Применение подводных крыльев в конструкции корабля «приподнимало» его над водой, снижая сопротивление, и, в конечном счете, позволяло морякам получить главное, от чего во многом зависит успех в бою — скорость. Две газотурбинные установки мощностью 18 тыс. лошадиных сил каждая разгоняли «Ураган» до скорости в 60 узлов. А размещенное на борту вооружение в виде четырех противокорабельных ракет П-120 «Малахит» и артиллерийской установки АК-630 и вовсе превращало его в «цепного пса»  отечественного флота — по оценкам военных экспертов, появление МРК проекта 1240 было ясным сигналом потенциальным противникам о том, что в территориальные воды СССР лучше не вторгаться.

Как рассказал в интервью «Звезде» капитан 3 ранга ВМФ СССР в отставке, военный историк Сергей Зенцов, разработчики применили в «Урагане» целый ряд конструктивных решений.

Его подводные крылья были изготовлены из титана и оснащены специальной автоматической системой, которая сама управляла всеми элементами и могла осуществлять стабилизацию по крену, дифференту и высоте. В то время это была уникальная технология, отметил эксперт.

Между тем, обслуживание таких систем было довольно трудоемким процессом, требовавшим особых навыков и знаний, заметил Зенцов.

Он также обратил внимание на то, что высокие скоростные характеристики давались ценой большого расхода топлива. Кроме того, максимальная дальность движения корабля составляла всего 700 миль. Этого считалось достаточным для встречи неприятеля и ответа ему. Тем не менее, сложность использования и проблемы с техобслуживанием постепенно привели к потере интереса к этому уникальному проекту. В итоге судьба «Урагана» сложилась довольно печально — в 1990-м он был исключен из состава ВМФ, а через два года и вовсе затонул после пожара в Стрелецкой бухте.

Тем не менее, сама идея использования судов на подводных крыльях по-прежнему жива и в последние годы получила новое развитие. Правда, преимущественно в гражданской сфере. Так, 28 сентября в Нижегородской области было спущено на воду речное пассажирское судно на подводных крыльях последнего поколения. Уже известно, что серия будет называться «Валдай-45Р». Первое судно носит имя «Ростислав Алексеев» — в честь создателя советских судов на подводных крыльях, легендарных «Ракет» и «Метеоров». Возродить производство кораблей на подводных крыльях выразил желание недавно и феодосийский завод «Море», до 1991 года выпускавший ежегодно по 8-10 «Комет».


Источник




Tags: Военное, Историческое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments