aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Ад на Транссибе


1989 год — самая страшная железнодорожная катастрофа на на участке дороги Аша – Уфа, унесла жизни почти 600 человек, треть из которых дети, погибших впоездах №211 Новосибирск — Адлер и №212 Адлер — Новосибирск в результате взрыва трубопровода. Халатность, ужасающее совпадение, сломанные судьбы, кошмар и людское горе ...


4 июня 1989 года — дата крупнейшей железнодорожной катастрофы в СССР. Два поезда №211 Новосибирск — Адлер и №212 Адлер — Новосибирск встретились в одной точке. Внутри поездов находилось (по официальным данным) 1370 человек, включая 383 ребенка. Однако отметим, что на детей до пяти лет билеты не продавались, а люди ехали семьями на отдых и с отдыха. В катастрофе трагически погибли талантливые юные хоккеисты школы «Трактор» 1973 года рождения – двукратные чемпионы СССР — из десяти мальчишек, выжил лишь один.
По официальным оценкам сила взрыва равнялась 300 тоннам в тротиловом эквиваленте. Взрыв уничтожил два поезда, встретившихся в роковом совпадении на 1710 километре Транссиба — выгоревшие и выгнутые дугой вагоны, рельсы, скрученные в узел и сотни сгоревших людей. Одиннадцать вагонов, сошедших с рельс, семь из которых выгорели до тла...



Трубопровод ПК-1086 Западная Сибирь — Урал — Поволжье, построенный в 1984 году планировался под транспортировку нефти, однако в последний момент его "перепрофилировали" под продуктопровод — транспортировку "широкой фракции легких углеводородов" — смеси пропана, бутана и более тяжелых углеводородов. Это была одна из первых ошибок на пути к катастрофе.

273 километра трубопровода (из 1852 километров общей длины) — проходили непосредственно около железной дороги и в некоторых местах трубопровод опасно сближался с населенными пунктами (участок 1428-го по 1431-й километр ПК-1086 прошел менее чем в километре от башкирской деревни Средний Казаяк), что является грубейшим нарушением безопасности.


Принятое решение о проведении земляных работ на 1431-м километре и работавшие там мощные экскаваторы, причинили механические повреждения и даже после окончания работ не была проверена изоляция и сохранность трубопровода на проводимом участке строительства.


Четыре года через узкую щель длиной 1,7 метра в окружающую среду вытекала пропаново-бутановая смесь — испарялась, смешивалась с воздухом и, будучи тяжелее него, скапливалась в низине, расположенной всего в 900 метрах от Транссиба.

Ужасен тот момент, что машинисты обращали внимание диспетчеров участка на сильный запах газа в районе 1710-го километра дороги, но диспетчеры не обращали внимания на жалобы. Также было отмечено падение давления в трубопроводе, но вместо того, чтобы проверить, с чем это связано, было принято решение увеличить подачу газа, для компенсации давления.


Моменты в роковой случайности — поезда Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск никак не могли встретиться в этой роковой точке ни при каких обстоятельствах, если бы следовали по расписанию. Однако технические причины задержали поезд №212, а 211 останавливался на станции из-за рожавшей женщины. Таким образом совокупность множества моментов, халатности и беспечности, немыслимое в своих кошмарах совпадение, привело к катастрофе.



Два опаздывающих поезда встретились на 1710-м километре Транссиба в 1:14 ночи, где в результате случайной искры от затяжного торможения (а быть может от выброшенного окурка) воспламенилось газовое озеро, и взрыв газа превратил дорогу, лес и два поезда в кромешный горящий ад.
В гигантском пожаре мгновенно сгорели более 250 человек. Точные цифры невозможно указать, т.к. в эпицентре взрыва температура достигала 1000 градусов и плавилось все. От многих пассажиров не осталось вообще ничего, многие, обожженные, умирали уже в больницах — туда было доставлено 317 человек. Люди погибали семьями, дети — целыми классами вместе с преподавателями, сопровождавшими их на отдых. Многим не оставалось ничего для опознания и захоронения. Около 700 человек получили различные травмы, многие остались инвалидами на всю жизнь.
По словам очевидца — милиционера, прибывшего одним из первых на место катастрофы — горело все — лес, рельсы, вагоны, люди. Милиционеры отлавливали бегающих как факелы людей и пытались сбить с них огонь.

Поразительным моментом является кортеж Горбачева и Рыжкова, выехавший на место катастрофы — на 6 часов были перекрыты все подъездные пути и многие семьи так и не застали своих умирающих родственников живыми. Еще не осевший от погибших пепел и 200 гектар леса сровняли мощнейшей техникой с землей, опасаясь эпидемии.



Трубопровод ПК-1086 был закрыт и демонтирован. Засыпанная низина была засажена новыми деревьями. В 1992 году был открыт мемориал и появилась новая платформа «1710-й километр», около которой останавливаются все электропоезда.

Обвинения в трагедии, после шестилетнего разбирательства, были предъявлены работникам строительно-монтажного управления, однако почти все отделались лишь минимальными, а то и вовсе условными сроками.


Катастрофа стала одной из самых крупных из трагедий, случившихся на закате СССР.




Tags: Катастрофическое, Техническое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments