aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

«Война за орбиту»: как СССР и США готовились к космической Третьей мировой войне

Оригинал взят у sell_off в «Война за орбиту»: как СССР и США готовились к космической Третьей мировой войне
Оригинал взят у slavikap в «Война за орбиту»: как СССР и США готовились к космической Третьей мировой войне
Оригинал взят у analitic в «Война за орбиту»: как СССР и США готовились к космической Третьей мировой войне








Холодная война в любой момент могла перейти в горячую стадию. В том числе - в космосе. Военные стратеги СССР и США прогнозировали, что решающим сражением в Третьей мировой станет «Битва за орбиту». Тот, кто возьмет под контроль орбиту планеты, станет непобедимым: на его врага обрушится град термоядерных ударов с недосягаемой высоты, неотразимых и безнаказанных… Обе державы еще с 50-х годов принялись разрабатывать технику и тактику для будущих космических сражений.

X-20 «ДИНОЗАВР»
О том, как воевать в космосе, человек задумался еще до того, как туда полетел.

Первая идея военного использования космического пространства заключалась в ядерной бомбардировке с высоты 60—70 километров. Для этого в 1957 году корпорация «Боинг» по заказу Минобороны США начала разработку космического бомбардировщика X-20 Dyna Soar («Динозавр»).


Предполагалось, что ракета «Титан» выведет «Динозавра» на орбиту 160 километров, где он перейдет в режим планирования, снизится до 60 километров, произведет бомбометание и вновь уйдет на околоземную орбиту, вне досягаемости советских ПВО и перехватчиков. Нил Армстронг, будущий «первый парень на Луне», впервые попал в отряд космонавтов для полета именно на Х-20.

Вскоре от «космического бомбардировщика» американцы отказались. Для его эффективности была необходима оперативность действий — а какая может быть оперативность, если к запуску приходилось готовиться даже не часы, а сутки? К тому же запустить Х-20 незаметно для СССР было невозможно. Ядерные ракеты в шахтах и на подлодках были бы явно эффективнее, так что в 1963 году проект «X-20 Dyna Soar» был закрыт.

ОРБИТАЛЬНЫЕ СТАНЦИИ «СКАЙЛЭБ» И «АЛМАЗ»



В том же году Минобороны США презентовало общественности совершенно другую идею космической войны — орбитальные станции, в мирное время ведущие пассивную разведку, но способные перехватывать советские ядерные ракеты во время войны. Собственно, ведущие ученые еще с конца 50-х прогнозировали освоение космоса с помощью орбитальных станций.

Первый подобный проект (MOL) был неудачен, разработка затянулась, а смета была многократно превышена, так что президент Никсон в 1969 году его закрыл.

Следующий проект — «Скайлэб» — был запущен в космос, но на высоте 435 километров одна из его шести солнечных батарей не раскрылась, а другая оторвалась вместе с теплоизолирующим экраном. Вскоре внутри станции поднялась температура до 40 градусов, система терморегулирования отключилась, электроника отказала. Американцам пришлось трижды посылать к «Скайлэб» ремонтные бригады на «Аполлонах», ими был получен неоценимый опыт работы на околоземной орбите, но стоимость программы составила чудовищные 3 миллиарда долларов.

Мысль советских конструкторов шла в схожем направлении — от экзотичных проектов вроде ядерных космических планёров до практичных орбитальных станций. Работы по созданию таких орбитальных пилотируемых станций «Алмаз» начались в ОКБ-52 под руководством Владимира Челомея в середине 60-х. Разработка затягивалась, а вскоре советские инженеры столкнулись с той же проблемой, что и американцы: для снабжения и эксплуатации подобных станций требовалась надежная космическая транспортная система.

И тут сказалась разница в политических системах. Американцы, которым после разорительного «Скайлэба» предстояло утверждать космический бюджет в Конгрессе, провели серьезную экономическую экспертизу, пришли к выводу, что проект многоразового космического челнока не только минимизирует расходы, но и при коммерческом использовании шаттлов может сделать стать рентабельным. В 1970 году президент Никсон утвердил этот проект.

Властям СССР бюджет утверждать ни перед кем было не нужно, и они сосредоточились на разработке автоматичного грузовика ТКС (транспортный корабль снабжения).

ТКС «КОСМОС» И ШАТТЛ «ЭНТЕРПРАЙЗ»



Советская программа развивалась быстрее: в 1977 году СССР первый ТКС — «Космос-929» — отправился в космос, а США лишь построило первый прототип «спейс-шаттла», который хотели назвать «Конституцией» в честь 200-летия американской Конституции, но по многочисленным просьбам фанатов «Стартрека» назвали «Энтерпрайзом» (впрочем, по сюжету «Звездного пути» этот звездолет все равно относился к классу «Constitution»).

Однако лететь советскому «Космосу», по сути, было некуда: военные орбитальные станции «Алмаз» еще не были готовы, а объявленная Никсоном программа «Space Shuttle» поразила воображение советских проектировщиков.

«В 1972 году Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа Space Shuttle, — вспоминает директор Центрального НИИ машиностроения Ю.А. Мозжорин. — Челнок выводил на околоземную орбиту 29,5 т и мог спускать с орбиты груз до 14,5 т. Мы начали изучать, для каких целей он создается? Ведь все было очень необычно: вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в Америке, даже не достигал 150 т в год, а тут задумывалось в 12 раз больше; ничего с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 т в год… Эта программа имела явное военное назначение».



Для сравнения: запущенный 2 марта 1983 года «Космос-1443» доставил на станцию «Салют-7» (гражданский вариант «Алмаза») 2,7 т грузов и 3,8 т топлива, а на Землю — около 350 кг грузов и результатов экспериментов. Конечно, американские шаттлы с их тоннами грузов поразили власти СССР (всю техническую документацию на шаттлы ГРУ украло еще в 1975 году).

Зачем американцам такая грузоподъемность? Что они собрались возить на орбиту и обратно?

Ответы были быстро найдены: в СССР решили, что на орбиту шаттл может поднимать ядерное оружие, реализуя старую идею о космическом бомбардировщике. А на Землю он может привозить захваченные советские орбитальные станции, благо габариты его грузового отсека более-менее подходили для транспортировки советского «Алмаза».

На самом деле нет ни одного документального свидетельства, что США планировали использовать шаттл подобным образом. В военном плане (а после отказа от использования одноразовых ракет-носителей нужды Минобороны США должны были удовлетворять также шаттлы) челноки готовились для вывода в космос и эксплуатацию орбитальных станций и спутников-шпионов. Грузовой отсек, например, так встревоживший всех по нашу сторону океана, готовился для транспортировки новейшего спутника-шпиона Key Hole («Замочная скважина»), о котором в СССР на тот момент просто ничего не знали.

ОРБИТАЛЬНЫЙ РАКЕТОПЛАН «БУРАН»

В советском ВПК начались яростные споры о том, необходимы ли многоразовые космические корабли для обороноспособности СССР. Военные настаивали, что необходим, промышленники предлагали сосредоточиться на чем-то одном — либо челноки, либо автоматические грузовики.

Советское руководство, которому предстояло принять решение, решило провести арбитраж: головному институту Минобороны по военному космосу (ЦНИИ 50) приказали провести соответствующую научно-исследовательскую работу.

Получился конфуз: генерал Мельников, руководивший этим институтом, решив подстраховаться и выпустил два «отчета»: один — в пользу создания челноков, другой — против. В конце концов оба этих отчета, обросшие многочисленными авторитетными «Согласовано» и «Утверждаю», встретились на столе секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова.



Устинова такой «объективный арбитраж» просто взбесил, и он попросил генерального конструктора Глушко дать ему нормальную информацию для принятия решения. Глушко к секретарю ЦК почему-то не поехал, а отправил вместо себя своего сотрудника, и.о. начальника 162-го отдела Валерия Бурдакова. Тот так живо нарисовал Устинову картину термоядерной бомбардировки из космоса, что секретарь ЦК в кратчайший срок продавил через Политбюро решение о постройке в СССР многоразовых космических кораблей (строительство автоматических грузовиков при этом не сворачивалось).

Так и появился «Буран».

В 1976 году головным разработчиком корабля стало специально созданное НПО «Молния». Новое объединение возглавил Глеб Лозино-Лозинский. Советские разработчики никогда не скрывали, что во многом копируют американский шаттл — изобретать велосипед» было просто нерационально, потому что американские конструкторы свой хлеб ели не зря и, как правило, находили оптимальные технические решения.

Глеб Лозино-Лозинский в своих мемуарах уточняет, что копировали не бездумно, а сразу же улучшая конструкцию корабля:«Генеральный конструктор Глушко посчитал, что к тому времени было мало материалов, которые бы подтверждали и гарантировали успех, в то время как полеты «Шаттла» доказали, что их конфигурация работает успешно и здесь риск меньше. Поэтому было принято решение выполнять «Буран» по конфигурации, подобной «Шаттлу». Копирование было, безусловно, совершенно сознательным и обоснованным. В процессе было внесено много изменений и в конфигурацию, и в конструкцию».

15 ноября 1988 года «Буран» совершил свой первый и единственный полет. Он был беспилотным, и этот факт — полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме, под управлением бортового компьютера, — вошел в Книгу рекордов Гиннесса. «Буран» сразу же продемонстрировал свое главное преимущество перед шаттлом: американец не мог садиться в автоматическом режиме, без человека.

МКС «МИР»

В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993-м программа окончательно закрыли. Единственный построенный «Буран» долго ржавел в Казахстане, пока в 2003 году не разрушился при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

История полетов шаттла гораздо богаче, но закончилась она тоже печально: полеты шаттлов оказались нерентабельными, каждый запуск обходился в 450 миллионов долларов, плюс затраты на производство, разработку и т.д. К 2006 году 115 запусков шаттла обошлись американскому бюджету в 160 миллиардов долларов. Прибавь к этому две катастрофы (взрывы «Челленджера» и «Колумбии») с человеческими жертвами. В 2011 году американцы свернули свою программу «Космическая транспортная система» и списали все действующие шаттлы. Последнее серьезное дело, в котором участвовали челноки, — строительство международной космической станции «Мир» (они доставляли на орбиту российские космические модули).

Это был новый подход в освоении космоса: теперь земляне шли к звездам вместе, строя общую мирную орбитальную станцию вместо множества военных. В этом новом времени дорогие многоразовые космические корабли, способные воровать орбитальные станции и сбрасывать атомные бомбы из космоса, просто оказались не нужны.

Теперь американцы желают вместе с россиянами развивать старые советские автоматические грузовики, а обоим государствам в затылок дышат небольшие, но зубастые частные фирмы, такие как, например, SpaceX Илона Маска.


Взято тут.




Tags: Военное, Историческое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments