aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Category:

Божественная роль кошек в Древнем Египте





Расположенная на пересечении Африки, Азии и Европы, земля Египетская включает в себя горячие, песчаные пустыни, пересекающиеся извилистыми ходами Нила, который держит свой путь в Средиземное море. Долина Нила является одним из самых плодородных регионов мира, и он продолжает поддерживать жизнь людей, как это делал почти 9000 лет. Около 7000 лет назад, на этой земле появилась могучая цивилизация и достигла такой высоты, что мы можем только восхищаться ею.

Древние египтяне оставили огромное наследие, которое помогает нам понять множество интересных аспектов их жизни и культуры этого народа. Их пирамиды и мумии всегда были предметом благоговения. Тем не менее, есть несколько других аспектов, которым удалось привлечь значительное количество общественного внимания. Одним из таких аспектов является своеобразное отношение египтян к кошкам. Это достойно восхищения, так как кошки не только вошли в быт Древнего Египта, но и заняли важное место в их религиозной жизни.

Кошек в Древнем Египте называли “Mau”, и с самого начала это животное занимало особое место в качестве защитника зерновых культур в стране, так как кошки убивали грызунов и змей. Благодаря этому, кошки стали рассматриваться в качестве защитников от всякого зла у древних египтян, и были ими одомашнены. Многие археологические находки указывают на одомашнивание кошки в Древнем Египте. Кроме того, различные сравнения ДНК также показывают, что многие виды современных кошек, возможно, были потомками египетских.




При отсутствии достаточных доказательств, довольно трудно оценить точно, когда кошки были одомашнены, но то, что древние египтяне имели домашних кошек это доказано. Тенденция приручения кошек у древних египтян, возможно, началась, когда они поняли, потенциал и выгоду от этих животных из семейства кошачьих в обеспечении себя продовольствием. Археологи предполагают, что древние египтяне ,вероятно разработали своего рода симбиотическое отношения с дикими кошками, которые охотились на разных грызунов. Кошкам же понравилось ухаживание людей, которые их кормили и лелеяли.

Древние египтяне восхищались дружелюбными, игривыми и интеллектуальными чертами кошек. Но, также они были в почете за их некоторую самостоятельность, отчужденность и таинственные свойства. Существует достаточно исторических и археологических доказательств того, что кошка была, по сути, неотъемлемой частью обычной древнеегипетской семьи. Большинство картин и захоронений представляют бытовые сцены, где есть изображения кошек , когда их кормят или они просто отдыхают.

Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший в Древний Египет, упомянул в одном из своих путешествий о важности домашних кошек. Геродот писал, что в Древнем Египте, любимая кошка считалась другом и членом семьи. Даже когда умирала любимая кошка, семья погружалась в глубокий траур, проводились погребальные ритуалы, а мужчины брили брови, чтобы выразить свою скорбь.

Одно из самых очевидных свидетельств показывающих, что кошки были, действительно наиболее одомашненными животными в Древнем Египте восходит к периоду между вторым и первым тысячилетием до н.э.. Уже ближе к нашему времени в пустыне на окраине города Бени Хасан, было обнаружено древнее египетское кладбище. Здесь случайно в 1888 году египетский фермер наткнулся на тысячи и тысячи мумий кошек, погребенных под песками пустыни. Это, по мнению археологов, были одомашненные кошки, так как только люди могли их мумифицировать.

Египтяне поклонялись огромным пантеоном богов и богинь, с включением различных священных животных. Кошки были наиболее важные из них.

Если учесть, что кошки похожи на львов, то культ львиной головой богини Сехмет в этом очень заметен. Она была богиней воином, который возглавлял фараонов в военных действиях. Она также защищала людей от ядовитых животных, и таких ядовитых существ, как змеи и скорпионы которые просто в огромном изобилии бродят в египетской пустыне.

В то же время все остальные древние египетские боги и богини изображены в виде больших кошек. В облике домашней кошки была представлена богиня Бастет. На самом деле, все кошки считались проявлением Бастет, которая была, в свою очередь, их защитником. Бастет изображали в виде молодой женщины с кошачьей головой. Тем не менее, есть примеры, когда она была изображена полностью, как кошка. Она сидела в согнутом положении в большинстве изображений.

По той причине, что домашние кошки были известны своим таинственным и скрытным характером, а также способностью видеть в темноте, Бастет и все ее земные проявления стали ассоциироваться с царством мертвых. Благодаря статусу кошки, как опекуна, она стала рассматриваться как священная стража преисподней.




Культ кошки, как это было известно, имел место в Египте и после 16-го века до нашей эры. Однако кульминацией считается 8-й века до н.э., когда основатель Двадцать второй династии построил город Бубастис. Бубастис, расположенный на востоке от дельты Нила, был крупным центром для поклонения Баст. В связи с ростом значения города, культ Бастет также становится все более популярным по всей египетской земле. Культ в Бубастис стал настолько огромным за это время, что название города стало почти синонимом имени богини.




Согласно Геродоту, популяции кошек вокруг храма Бубастис были настолько большими, что для того, чтобы управлять ими, этих животных из семейства кошачьих, регулярно приносили в жертву богине. Их трупы после этого мумифицировали и продавали  паломникам в качестве реликвий. Каждый год люди из всех уголков Египта стекались к месту паломничества, и город стал ассоциироваться с символом плодородия, материнства, а также защиты от всякого зла.

Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ей при жизни, и даже мумии мышек. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенные саркофагах. Всего археологами было обнаружено около трёхсот тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (третье тысячелетию до н. э).

Кошки стали очень важным и общим священным символом, стали появляться на таких объектах, как ювелирные украшения, одежда, зеркала и т.д. Искусство древнего мира было наполнено деревянными и бронзовыми статуэтками кошек, которые изготавливались и продавались в качестве декоративных украшений, защиты от злых духов, а также для погребальных церемоний. Мумифицированная кошка становится одним из главных товаров Египта, которую приобретали для гробниц знати и королевских семей.

Древнее египетское законодательство запрещало убийство кошек, за исключением, конечно, когда это делалось для жертвенных целей. Наказание за убийство или причинение вреда (даже случайно, даже бездомной кошке), каралось смертью. Также и экспорт кошек был запрещен законом в Древнем Египте, т.к. это означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением. Более того, когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или похищали их, чтобы вернуть их обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

С кошками связана любопытная истори, по которой (согласно историку Птолемею), в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов, так чтобы она хорошо была видна (по другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога до завоевания страны греками, а чуть позднее и римлянами.

с

Tags: Историческое, Пушистое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments