aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Category:

Заброшенная Трансполярная магистраль

1



Сразу после окончания Великой Отечественной войны еще не набравшийся сил Советский Союз приступил к реализации грандиозного проекта. Именовался он в то время как «Великий Северный железнодорожный путь» — магистраль протяжённостью 1400 километров, которая в силу уязвимости стратегической трассы должна была соединить европейскую часть страны с дельтой Енисея. Масштабное строительство железнодорожного пути развернулось в 1947 году в практически необитаемой приполярной тундре. Силой и руками этого проекта стали заключённые ГУЛага.

Условия строительства дороги были ужасными: так как зима в районе полярного круга начинается в конце сентября — начале октября и заканчивается в апреле, нельзя было решить проблему огромного количества снега зимой и сильных морозов, когда температура часто опускалась ниже -40 °C. Летом же стояла непролазная грязь, болотная сырость и буквально полчища кровососущих насекомых, что в совокупности создавали людям ежедневные трудности и значительно ухудшали условия труда.

Из воспоминаний жены охранника лагеря заключённых:

«Когда стройка железной дороги шла, мой муж, Александр Иванович Еремеев, работал в охране лагпунктов. Нам не разрешали разговаривать с заключёнными и, проходя мимо, мы не должны были на них вообще смотреть. Но они всё равно подходили иногда к кому-нибудь из местных, давали деньги и просили, чтобы им купили в магазине папиросы или ещё что-нибудь. Конечно, покупали им всё. Они все были такие вежливые, культурные. Местное население никогда не боялось заключённых. В посёлке всегда было тихо. Мой муж всегда к ним хорошо относился, и они его уважали. Помню, что когда кто-то освобождался, заходил к нам».

Рабочее движение поездов на отдельных участках планировалось открыть в 1952 году, а вся дорога должна была быть готова к 1955 году. К весне 1953 года было построено больше половины магистрали — около 700 километров, но в марте этого же года, согласно очередному постановлению, строительство было прекращено. Всё объяснялось просто: 5 марта 1953 года умер Сталин, а вместе с ним была сперва приостановлена, а затем и брошена Трансполярная магистраль. Грандиозная железная дорога, которая создавалась руками политических заключённых в экстремальных условиях, оказалась не нужна.

Новозеландский фотограф Амос Чаппл (Amos Chapple) отправился по следам забытой магистрали, большинство участков которой уже давно безвозвратно потеряны. В своём путешествии он запечатлел поглощённые природой железнодорожные пути и остатки исправительно-трудовых лагерей.




2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

с
Tags: Историческое, Политическое, Экономическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments