
В старину верили что человек ударивший или не дай бог убивший кошку, в своей следующей жизни обязательно станет крысой или мышью. И сейчас Россия занимает первое место в мире по количеству домашних кошек на душу населения. Большинство россиян (59%) держат дома кошку.
Приручение кошек началась примерно 10 тыс. лет назад ариями Ближнего Востока. Во многих индоевропейских языках слово «кошка» звучит очень похоже: кот, кошка — у славян, кэт — у англичан (cat), катер — у германцев (kater), ша — у французов, но пишется — chat, катто — у прусов (catto), кате — у литовцев (kate), каке — у латышей (kake), котка — у болгар. По латыни дикую кошку называют катус (cattus). Основа слова «кот» у европейцев древняя, поэтому столь одинаково она звучит на многих языках.
Слово «кот» теснейшим образом связано с очень важным глаголом, обозначающим рождение, — котиться, оно также является составной частью слова, обозначающего звериного детеныша — catulus (по латыни).
Действительно, это мы сейчас говорим, что «звери рожают». Для наших предков такое выражение было неприемлемо. Рожать могла лишь женщина.
Дело в том, что слово «родить» — священное и магическое. У славян оно связано с великим Богом умножения рода нашего — Родом (или Рудрой у древних индо-ариев). Кошка, как и всякий скот, в том числе мелкий, может только котиться. Изначально считалось что котятся, кроме кошки, козы, овцы, зайчихи, крольчихи, коровы и другие животные.
Беременная кошка называлась по древнерусски «сукотная». Между словами кот, скот, окот (размножение домашних животных) есть некая связь, может быть, восходящая к началу распространения скотоводства в Европе, примерно, к 6-4 тысячелетию до нашей эры. В это же время, кстати, складывались и древние индоевропейские языки.
Слова «кошка» или «кот» в переводе с древнеевропейских языков должны были подразумевать «плодящаяся». Оно указывало на прямую связь древних котов и кошек с культом плодородия.
Доказательством подобной версии служат народные поверия о кошке у древних германцев. В образе кошки у них выступала богиня любви, материнства и плодородия Фрея, супруга солнечного бога Фрейра. Ничего удивительного здесь нет. Высокая воспроизводимость потомства у кошки хорошо известна.
На территории России с незапамятных времён проживали дикие кошки как крупные (тигр, леопард, снежный барс, рысь, гепард, каракал) так и мелкие( манул, бархатный кот, дальневосточный лесной кот, камышовый кот, степная (пятнистая) кошка и европейский лесной кот). Все виды диких кошек (за исключением северной рыси, камышового кота и кавказской лесной кошки) занесены в Красную книгу, охота на них полностью запрещена.
Один из предков всех пород домашних кошек – лесная, или дикая, европейская кошка. Она похожа на обыкновенного полосатого Ваську, лишь крупнее и тяжелее домашнего кота средних размеров. Но по характеру дикая кошка скрытный, злобный и сильный хищник. Дикие кошки совершенно не приручаются и тяжело переносят неволю. Даже котята, родившиеся от «смешанного брака» домашней и лесной кошек, остаются такими же дикими, как их лесной родитель.
В целом кошки не производят впечатления удачных кандидатов на приручение. Ведь даже на знамени Спартака как символ свободы был изображен сиамский кот.
Предки большинства домашних животных жили (собаки, коровы, свиньи, бараны, козы, лошади, дом.птица) в стадах и стаях с четкой иерархией. Люди невольно воспользовались этой структурой, заняв место вожака альфа-индивида, что позволило контролировать поведение всей сплоченной группы.
Кошки, напротив,в основном выступают как одиночные охотники, строгие хищники (они даже утратили способность чувствовать вкус сахаров) и имеют ограниченную способность усваивать что-либо кроме мяса и рыбы.
[но при определенных условиях, кошки могут быть социальными животными и образовывать группы, но лишь когда члены группы знакомы, когда нет конкуренции за пищу или другие ресурсы. Всё зависит от плотности населения кошек и доступности источников питания. В небольшие группы объединяются самки и котята (матриархальная колония). Хотя в этих группах может быть небольшое подобие иерархии, их отношения остаются намного более сложными, чем в собачьей иерархии, и эту иерархию никак нельзя назвать полностью вертикальной. Отношения между кошками в колонии очень разнообразны, они развивают не стратегию социального выживания, не общий менталитет, а они продолжают быть одиночными охотниками. То есть, они не охотятся стаей, как собаки, не зависят друг от друга в плане пропитания. Таким образом, кошки не являются стайными животными, но имеют способность адаптироваться, чтобы сформировать социальные группы. Коты обычно не являются частью колоний.
Домашние кошки, окружающий мир воспринимают как своеобразный мир дикой природы, а человеческую семью, в которой они живут, — как прайд. Причем, с точки зрения кошки, хозяин — не всегда глава прайда.Посему привычки приносить пойманных мышей домой, хозяевам, — не что иное, как заложенная на уровне инстинкта забота о своей стае. Так делали их дикие предки.Сытая кошка охотно делится добычей со своими собратьями. Кошки приносят мышей не столько как еду, но в качестве учебного пособия, потому что считают хозяина никчемным охотником. За это они вполне правомерно ожидают от нас как минимум похвалы]
Также важно отметить, что кошки не воспринимают приказов. Такие характерные черты их натуры приводят к мысли, что если прочих домашних животных люди специально отбирали из дикой природы и разводили с определенной целью, то кошки, наоборот, сами пришли к людям, поскольку это давало им некие преимущества.
Кошки были достаточно гибкими , любопытными и голодными, чтобы использовать жилища человека себе во благо. Привлекательной для кошек оказалась домовая мышь . Останки этих грызунов археологи обнаружили среди первых зернохранилищ, созданных человеком для диких зерновых примерно 10 тыс. лет назад. Вне зернохранилищ кошка не могла успешно соперничать с другими охотниками за мелкими дикими грызунами, но проникая в дома и хозяйственные постройки людей, она оказалась в выигрыше. Расположенные на окраинах городов свалки были, вероятно, также весьма привлекательными для кошек.
Небольшие по размерам, кошки не могли причинять заметный вред хозяйству, поэтому люди ничего не имели против их компании. Кошки привлекали человека и другим. Речь идет о так называемых "инфантильных" (детских) чертах: большие глаза, маленький курносый нос и высокий, округлый лоб, круглая мордочка , непослушное и игривое поведение - на подсознательном уровне провоцируют у человека проявление родительских чувств. Поэтому кошек так любят в первую очередь женщины (мужчины предпочитают быть большим авторитетом в обществе собаки). Вероятно, что некоторые люди брали диких котят в дом просто потому, что считали их очаровательными.
Самые первые сведения о наших ДОМАШНИХ кошках дают археологические находки на территории бывшего СССР.
Вот некоторые данные, приведенные В. Карповым в его работе «Трактат не только о кошке» (Ежегодник «На суше и на море», 1987).
Научно зафиксированно продвижение домашней кошки от берегов Черного моря на суровый север происходило медленно. Так, найденные археологами останки на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей относятся ко II-V векам новой эры. Но опять-таки только по одному экземпляру в трех поселениях.
Однако уже в раскопках, относящихся к VI-VII векам, археологи фиксируют появление кошки в Пскове, городах Прибалтики и вблизи Ярославля. В VII-IX веках этот зверь попадает в район Старой Ладоги и в Среднее Поволжье.
Кошка в русской мифологии – одно из самых загадочных животных. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.
У наших предков есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот (иногда – добрый Кот Котович, брат Ивана Царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего "Котища-вытращи глазища", угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие – наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.
В мифологии скандинавов, кошка — излюбленное животные Фрейи, языческой богини любви, интересен и тот факт, что богиня передвигается на повозке, в которой запряжены кошки. Среди домашних животных викингов на борту их кораблей упоминается лесная норвежская кошка.
У литовцев кот является нехорошим символом. В легендах чёрт в образе кота борется с богом громовержцем Перкуносом. А вот болгары имеют раннее христианское поверье, о том, что когда Господь по земле и остановился вечером у стога сена переночевать, в котомке у него был хлеб, а ночью мышки хлеб-то весь и погрызли. Рассердился Всевышний, швырнул в мышь свою рукавицу — а рукавица-то превратилась в кошку. С той поры и начался кошачий род.
В католицизме кошки постепенно потеряли статус добродетельных существ и превратились в настоящие исчадья ада – нечистых животных, обладающих сверхъестественными способностями, олицетворения злых сил и воплощения самого дьявола.
В 12 веке появился целый класс книг, называемых сводами естественных творений. В них изобиловали такие абсурдности, связанные с кошками, что это окончательно перевело их в разряд демонических тварей – якобы кошки ядовиты, якобы способны возбуждать в человеке похоти, что глаза их видят демонов, и что кошки могут беременеть сами по себе, без котов и прочее. Все эти свойства кошек якобы активно использовались ведьмами для приготовления разнообразных вредоносных снадобий и ядов. Ведьмы и сами могли принимать обличье кошек (особенно, черных), либо получали этих животных в презент от дьявола в качестве помощниц для совершения всяких пакостей. Например, если требуется украсть «по-тихому» какой-либо предмет, то кошкам в этом просто нет равных. Поэтому кошек частенько прозывали воровками. Так как черный цвет считался атрибутом всякой нечисти, соответственно, встреча с черной кошкой добродетельному христианину не сулила ничего хорошего.
Во время средневековой Охоты на Ведьм Инквизиция жестоко преследовала, соответственно, и их спутников – котов и кошек, причем не только черных, а вообще любой масти, но черных в особенности нещадно истребляли. Крестовый поход против кошек в Европе принял массовый характер.
А вот у ортодоксальных христиан ситуация с кошками была диаметрально противоположна. В православной традиции было принято наоборот, кошек привечать, любить, баловать, уважать и не обижать. Например, в русских монастырях «ради утешения братии» не было запрещено держать котов и кошек. Кошек пускали в храмы и разрешали быть там везде, кроме алтаря. В русских церквях (особенно в тех, что построены в древних городах) в храмовых воротах даже имелись специальные отверстия – проходы для кошек.
В старину на Руси кошка выступала и в роли созидателя, и в роли разрушителя. Одно из главных направлений ее деятельности — сохранение домашнего очага.
КОТ БАЮН
В русских сказах, во многом вышедших из старославянских, кошка — один из основных персонажей, причем едва ли не самый умный зверь. Всем известный Кот Баюн сам слагал сказы, обладал уникальным голосом (слышным за семь верст), мог своими песнями как зачаровывать до смерти, так и излечивать от болезней.
И хотя у Пушкина Кот Ученый ходит вправо-влево, в русской мифологии он ходит вверх - вниз. И не по дереву, а по железному столбу.
Кот Баюн заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.
Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить», то есть — Баян. В сказах говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.
Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одном из сказов о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Йоги.
Существует большое количество сказов, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы.
Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказы сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.
ЗЕМЛЯНАЯ КОШКА
В славянсксх повериях Земляная Кошка (или Подземная Кошка) охраняет клады. В сказах Бажова рассказывается о поверьях уральских золотодобытчиков, в которых Земляная Кошка охраняет подземные богатства — руды и минералы. Кошка живет под землей, иногда лишь можно заметить ее уши…
«По тем местам от Гальяна до самой Думской горы земляная кошка похаживает. Нашему брату она не вредная, а волки ее боятся, если уши покажет» (Урал), «Тут она и вспомнила про земляную кошку, про которую мужик сысертский сказывал. Дуняха и раньше слышала, что по пескам, где медь с золотыми крапинками, живет кошка с огненными ушами. Уши люди много раз видели, а кошку не доводилось. Под землей она ходит» (Урал).
КОТ КАЗАНСКИЙ
Одним из самых популярных героев русского лубка являлся Кот Казанский. В коллекциях многих музеев сохранились лубки, на которых изображен странный кот с большими ушами и глазами навыкате, подписанный, как Кот Казанский. Существует множество толкований сюжета лубков о Коте Казанском, по некоторым версиям в роли кота выступает сам Петр I. В Казани знаменитому коту поставлен памятник.
С чародейством и магией связана и окраска кошки. Белая масть означает связь с зарею, черная — с ночью. Вообще черной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы.
Однако такая напасть на кошку обрушилась, видимо, после распространения христианства, для которого все, что мохнатое, языческое, — ассоциируется с чертом. У славян такого рокового отношения к черной кошке нет.
Особая мистика всегда окружает строительство нового жилья. Здесь непременно был нужен подарок духу новостройки. Без обрядового подношения новоселов и их родственников ожидала смерть. Кто первый порог — магическую черту — пересечет, рискует с таинством судьбы столкнуться.
Поэтому родился обычай впускать в дом первым кота, как зверя, связанного с могучим Велесом, повелителем душ людей и животных.
Впускали кота, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор».
За овин в хозяйстве отвечает другой домовой — овинник. Страшен он, так как имеет власть над огненной стихией. В овине хлеб, солома сушится, и печка есть.
Чуть что не так, взвоет в диком танце пламя, погибнет урожай. Свой-то домовой вреда не причинит, но, по повериям, пожары случаются по вине чужого овинника, который по наветам беду хозяевам приносит.
Задача своего овинника-домового было и есть чужаку помешать и не как-нибудь, а при помощи огненных головешек. В образе овинника-защитника выступает всегда черный кот.