
"И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал", — говорится в библейской Книге Бытия. Более того, в Писании указаны примерные ориентиры: большая река за пределами Эдема разветвлялась на четыре речки поменьше. Как минимум две из них достоверно известны и существуют по сей день.
"Имя одной — Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах (некий драгоценный камень. — Прим. ред.) и камень оникс. Имя второй реки — Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки — Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река — Евфрат", — повествует Библия.
Хиддекель — название реки Тигр на иврите; она, как и Евфрат, протекает по территориям современных Турции, Сирии и Ирака. А вот с речками Фисон и Гихон (или Геон) гораздо сложнее: ни на одной известной науке карте их попросту нет.
"После грехопадения первых людей рай перестал быть нам доступен. Поэтому в Библии нет конкретных сведений о местоположении Эдема, там просто показано, что он когда-то был на Земле", — отмечает старший преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Серебряков.
Именно это обстоятельство и подвигало исследователей Библии в разные века искать место, где был Эдем. Причем регион поисков не ограничивался Ближним Востоком.

Самый очевидный вариант, основанный на буквальном прочтении Библии, — искать райский сад в Армянском нагорье. Именно там, по мнению библеиста Томаса Нельсона, находилась земля Хавила, через которую протекала река Фисон. В Книге Бытия говорится, что земля эта была богата золотом и ониксом. А где как не в горной местности их добывать?
"Произошла величайшая катастрофа, возможно, потоп во времена Ноя — и с лица Земли были стерты следы упоминаемых рек, Фисона и Гихона", — предполагает Нельсон.

В том же году британский археолог Дэвид Рол предположил, что под названием Фисон или Гихон скрывается современная река Аракс, берущая свое начало как раз в Армянском нагорье и протекающая через Турцию, Армению, Иран и Азербайджан. Ученый сопоставил расположение Аракса относительно Тигра и Евфрата, а также изучил свидетельства о реке древних евреев и их соседей. Впрочем, и эту версию многие раскритиковали — нет достоверных археологических сведений.

"Эдем, если говорить о его культурологической ценности, — одно из центральных мест обсуждения как классического, так и каббалистического (мистического) комментария к Пятикнижию (Торе). Согласно классическому прочтению, он находился где-то в Месопотамии. С точки зрения каббалы (эзотерического учения в иудаизме. — Прим. ред.), существует прорва всяких комментариев, по-разному толкующих данные в Торе ориентиры. Есть даже версия, что Эдем находился в районе Иерусалима. Но в целом поиски ведутся вокруг одного и того же ближневосточного пятачка", — поясняет глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.
Почему именно в Месопотамии? Этот регион в древние времена был очень плодородным (само название переводится как "земля между двух рек"), именно там, как полагают историки, появились первые в мире города. Там же, скорее всего, 14 тысяч лет назад возникло земледелие. Но как в таком случае быть с реками?

Одну из подсказок, где искать Эдем, исследователи обнаружили в шумерской мифологии, которая имеет немало параллелей с библейским повествованием. Согласно "Эпосу о Гильгамеше", одному из древнейших литературных произведений, райский сад мог находиться в стране Дильмун — именно оттуда, как полагали шумеры, произошло человечество.
С Дильмуном четыре тысячи лет Шумерское государство вело торговлю, о чем свидетельствуют найденные археологами надписи. Оттуда в Месопотамию привозили медь и драгоценные камни. Вот только непонятно, где конкретно находилась эта страна. Одни полагают, что на острове Бахрейн в Персидском заливе, о чем свидетельствуют найденные остатки керамики.
Другие считают, что на острове Файлака в том же заливе, на территории современного Кувейта. "В Бронзовую эпоху на Файлаке находился храм бога Инзака, главного божества Дильмуна, о чем свидетельствуют клинопись и записи на протоарамейском языке", — отмечают специалисты Института археологии Академии наук Словакии, проводившие раскопки.

Несмотря на то что, помимо иудеев, поисками райского сада не менее активно занимались и христиане, и мусульмане, до сих пор остается открытым вопрос не только о его местонахождении, но даже о том, что он конкретно собой представлял.
"На иврите "рай" — "иден". Очень трудно сказать, какова его этимология. Поэтому сейчас в иудаизме "другой рай": то, что в наше время называется "райским садом". То есть это уже не географическое понятие, а скорее метафизическое. С точки зрения каббалы это место, находящееся в "одном из высших миров", то есть некое пристанище душ", — отмечает Борух Горин.
В христианстве же на этот счет много веков идут споры. Основных версий две: либо Эдем был на Земле, но его уничтожил Всемирный потоп, либо Бог "изъял" его из мира.

Правда, остается вопрос: это тот самый рай, откуда Бог изгнал Адама и Еву, или же какой-то другой? И на этот счет в христианстве есть разные точки зрения, но четкого ответа нет.
"Не совсем корректно утверждать, что рай находится где-то на небе. Тот рай, о котором говорится в Библии, находился все-таки на Земле. При этом мы в Евангелии читаем: "Отче наш, сущий на небесах" — но это несколько иное. Во всех религиях говорится о небе как о некоем архетипе, который противопоставляется земле. То есть это такое образное понятие духовного мира", — говорит заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.
Вот и согласно исламскому вероучению, Эдем находится "над небесами", объясняет муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов. Об этом говорится в Коране и Сунне (исламском предании).
"Это основная точка зрения в исламе. Например, Ибн Аббас, один из ученых мужей и сподвижников пророка Мухаммеда, полагал, что рай находится "на седьмом небе", а ад — "на седьмой ступени Земли", то есть на глубине. А "эдемский сад" в арабском языке означает некое "место обитания людей, заслуживших рая", а не его название", — поясняет муфтий.