aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Category:

Первые пасхальные почтовые открытки России

0



Открытки (открытое письмо) впервые появились в 1777 году во Франции. Ниже речь о дореволюционных, пасхальных открытках, а они скорее, ведут свои корни от лубочных картинок, которые в XVII – XVIII веках сначала завозились из Германии, а потом начали выпускаться и в России.

В 1897 году “Общество Святой Евгении” выпустило первые пасхальные почтовые открытки,в ниже представленном виде. Продажа пасхальных открыток оказалась делом коммерчески выгодным и быстро окупаемым. Выпускались открытки с оригиналов работ известных художников, это были картины Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева.





1



Художники также создавали иллюстрации специально для пасхальных открыток: в дореволюционной России выпускались открытки по эскизам Ивана Билибина и других известных художников.




“Кулич-город”, пасхальная открытка “ретро”, созданная художником Иваном Билибиным

Особенное место среди дореволюционных пасхальных открыток занимают открытки, созданные художницей Елизаветой Меркурьевной Бём (1843-1914), ученицей выдающегося русского художника Ивана Крамского, - множество пасхальных и других открыток с её рисунками дошли до наших дней. Главные действующие лица её открыток – дети, на открытках часто есть присказка, поучительная или поздравительная надпись. Есть целые серии открыток Елизаветы Бём с участием черных силуэтов – придумка художницы, обеспечившая её работам мгновенное узнавание. Иван Крамской писал о чёрных силуэтах Бём: “И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей”. Есть среди этих открыток и пасхальные.









































Изображения детей на открытках ещё одной художницы, Елены Петровны Лебедевой-Анохиной:

























Детскую тематику на пасхальных открытках можно назвать основной. Многие другие авторы тоже следовали ей:






















































Также традиционными атрибутами российской дореволюционной пасхальной открытки – пасхальные яйца, куличи, храмы, цветы…























































Были на русскоязычных дореволюционных открытках и нетрадиционные атрибуты: цыплята, зайцы, барашки, причем такие открытки часто производились для российского рынка за рубежом, - отсюда и типичная атрибутика зарубежных открыток. Что хорошо видно на первых двух открытках.



































Развитие транспортного машиностроения также отразилось на дореволюционной открытке:










Нечасто, но бывали персонажами открыток и взрослые:


























На открытке ниже пасхальная сцена из госпиталя времён Первой мировой войны. Это где-то 1915-й, или 1916-й год.






И удивительное дело, встретил я только одну открытку непосредственно связанную с Воскрешением Исуса Христа:




Старинные открытки, в том числе и пасхальные, становились объектом коллекционирования многих людей. Оригиналы конечно найти не просто, но недавно встретил в продаже переизданные копии дореволюционных открыток.



Tags: Духовное, Историческое, Ностальгическое
Subscribe

Posts from This Journal “Духовное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments