В преддверии визита Владимира Путина в Иерусалим газета The Jerusalem Post со ссылкой на официальный документ сообщила, что израильское руководство приняло решение о беспрецедентной сделке. В обмен на помилование осуждённой в России за контрабанду наркотиков израильтянки Наамы Иссахар нашей стране будет возвращена одна из важнейших христианских святынь Святой земли, до революции принадлежавших Российской империи, — иерусалимское Александровское подворье.
Сложность сделки обусловлена рядом исторических и политических обстоятельств, в том числе тем, что Александровское подворье находится на территории Старого города в восточной части Иерусалима, аннексированной Государством Израиль. Кроме того, на протяжении нескольких лет Александровским подворьем на сомнительных основаниях пользуется группа лиц во главе с Николаем Воронцовым-Гофманом. Этот человек, по некоторым данным, связанный с украинскими националистами, выдаёт себя за потомка белых эмигрантов и возглавляет так называемое «Православное палестинское общество в Святой Земле», не имеющее отношения к подлинному Императорскому Православному Палестинскому Обществу (ИППО).
Разобраться в этой непростой ситуации, а также в том, какое значение для России и Русской Православной Церкви имеет возвращение нашей исторической собственности на Святой земле, помог историк-востоковед, генеральный директор Аналитического центра «Катехон» Михаил Якушев.
Историк-востоковед, генеральный директор Аналитического центра «Катехон» Михаил Якушев.
Царьград: Михаил Ильич, насколько значимым для России и Русской Православной Церкви является решение Государства Израиль вернуть в российскую собственность иерусалимское Александровское подворье?
Михаил Якушев: Для России и Русской Православной Церкви это решение является прежде всего актом восстановления исторической справедливости. Не больше и не меньше. Россия получит то, что ей принадлежало со второй половины XIX века, когда на политической карте мире ещё не существовало Государства Израиль.
Ц.: Но что это за место, в чём его значимость для христиан всего мира, а также непосредственно для русских православных христиан?
М.Я.: Приведу небольшую историческую справку. Ещё в 1859 году по инициативе русского консула в Иерусалиме Доргобужинова участок вблизи Храма Воскресения Христова (более известного как Храм Гроба Господня) был приобретён по указанию императора Александра III у коптского священника. Позднее к нему были прикуплены соседние участки. Общая площадь этого земельного участка, приобретённого почти за 41 тысячу франков, составила 314 квадратных саженей. Так сложилось «Русское место», на котором первоначально планировалось построить здание консульства.
Вскоре, в 1860 году, известный итальянский археолог Пьеротти, расчищая по поручению Палестинского Комитета место для постройки, обнаружил остатки древней стены. В 1864 году француз, граф Мельхиор де Вогюэ нашёл отдельно стоящую арку. Затем на место раскопок прибыли английские археологи.
Однако системные раскопки были предприняты только российским ИППО в 1882 году при финансовой поддержке его председателя — великого князя Сергея Александровича. Наблюдение и руководство в этом деле было поручено начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, отцу архимандриту Антонину (Капустину). В целом археологические изыскания и строительство Александровского подворья обошлись Палестинскому Обществу в 136 тысяч рублей.
Системные раскопки были предприняты только российским ИППО в 1882 году при финансовой поддержке его председателя — великого князя Сергея Александровича.
В ходе раскопок был открыт уникальный христианский памятник евангельского времени — Порог Судных Врат, через которые Христа вели на Голгофу, находившуюся тогда вне черты городских стен. Там же была обнаружена арка, принадлежавшая, по всей видимости, той самой Константиновской базилике. Эти сооружения находятся в так называемой археологической зоне, отгороженной от помещения построенной чуть позже церкви во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.
Обнаружение таких уникальных построек эпохи римского правления вызывало зависть и ревность как в Иерусалимской Патриархии, так и у европейских консулов, посещавших Александровское подворье, которое первоначально называлось «Русским местом» и «Русским домом».
Говоря об Александровском подворье, хочу обратить внимание и на сакральную, метафизическую роль его месторасположения. Странно, почему на это не обращают внимания местные гиды. Дело в том, что Александровское подворье практически примыкает к Храму Воскресения Христова. А в нескольких шагах от него в 1894 году была возведена лютеранская церковь Христа Искупителя (Редимер), на освящении которой в День Реформации 31 октября 1898 года присутствовал германский кайзер Вильгельм II.
Взглянув на карту, вы заметите, что подворье с церковью Святого Благоверного Князя Александра Невского внутри как бы «преграждает путь» немецкой кирхе к Храму Воскресения Христова. Весьма символично, если вспомнить событие русской истории 1242 года (Ледовое побоище — День победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере. — Прим. Царьграда), непосредственно связанное со святым благоверным великим князем Александром Невским.
Ц.: Но помнится, именно с Александровским подворьем в последние годы был связан странный и неприятный конфликт: это место чуть ли не приватизировали какие-то аферисты, присвоившие себе имя Императорского Православного Палестинского Общества и действовавшие от его имени. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Александровское подворье. Фото из архива М. И. Якушева
М.Я.: Для начала стоит сделать небольшой исторический экскурс. Спасаясь от арабо-израильской войны 1947-1949 годов, с Александровского подворья съехал последний генеральный консул Российской империи, член Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) Алексей Круглов. Правами на подворье в то время обладало ИППО Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В 1991 году решением российского правительства Палестинскому Обществу было возвращено историческое название — ИППО, которое тоже заявило свои права на этот объект.
После воссоединения Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом в 2007 году были улажены споры между ИППО РПЦЗ и ИППО РФ, однако к тому времени в Александровское подворье уже въехала зарегистрированная в Мюнхене странная организация под названием «Русское православное общество Святой Земли» во главе с самым настоящим аферистом — немецким гражданином Николаем Воронцовым-Гофманом. Человеком, не имеющим никакого отношения ни к семье графа Воронцова, ни к зарубежному или российскому ИППО. Последние годы российская дипломатия и ИППО усилили работу над урегулированием имущественного спора вокруг Александровского подворья, на которое Россия сохраняла исторически неоспоримые права.
Мне представляется, что недавний вброс в израильские СМИ о намерении местных властей решить спор вокруг Александровского подворья в пользу России, сделанный на фоне активных израильско-российских переговоров, и о возможности помилования осуждённой в России израильской гражданки, а также накануне визита президента России в Израиль, был явно не случаен. Что говорит о начале решения этой застаревшей проблемы.
Иконы в Русской Православной Церкви Святого Александра Невского в комплексе Александровского двора Императорского Православного Палестинского Общества в Старом Городе Иерусалима.
Ц.: Ежегодно около полумиллиона паломников из России посещают Святую землю, но лишь немногие знают, что ещё относительно недавно большое количество святынь Иерусалима и окрестностей принадлежали России и Русской Православной Церкви. Однако в советское время, особенно при Никите Хрущёве, заключившем с Израилем «апельсиновую сделку», чуть ли не обменяв недвижимость на фрукты, многое было утрачено. Что из утраченного уже возвращено, а что ещё можно вернуть?
М.Я.: Надо сказать, что в Иерусалиме и во всей османской Палестине было множество мест и участков, именуемых «русскими». Неслучайно и саму Палестину называли «Русской». К сожалению, с гибелью Российской империи и семьи Романовых большое количество объектов «Русской Палестины» незаконно захватывались британскими мандатными властями, израильскими и даже палестинскими властями.
Интерьеры Александровского подворья. Фото из архива М. И. Якушева
При Хрущёве мы действительно потеряли большую часть «Русского подворья», которое было построено в Иерусалиме рядом со Старым городом. Николаевское, Елизаветинское подворья были проданы. Сергиевское подворье Израиль несколько лет назад «вернул» России, но так и не заплатил за его аренду (с 1952 года!), как об этом договаривались стороны накануне восстановления дипломатических отношений.
В 1997 года два объекта русской собственности в Иерусалиме — Троицкий собор и здание Русской Духовной Миссии — были перерегистрированы с советской недвижимости на Правительство Российской Федерации. Однако нерешённым остаётся вопрос двух участков у Дамасских ворот, за которые Израиль обещал выплатить компенсацию, но до сих пор этого так и не сделал. Также сохраняется проблема незаконного отчуждения иерусалимским муниципалитетом территории Горненского женского монастыря Московского Патриархата «под городские нужды».
Надеюсь, что с недавним назначением в МИД России посла по особым поручениям, который будет заниматься решением вопросов русской недвижимости, эта проблема вновь будет предметно решаться с израильской стороной. Выражаю надежду и на то, что в самом скором времени возобновятся переговоры по судьбе всей русской недвижимости на Святой земле.