aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Из истории борьбы с левшами...

0



Тем, кто учился в советских школах до середины 80-х годов прошлого века, хорошо знакома одна из причуд системы этой эпохи – переучивание левшей. Методы, как и причины, были разными. Для наших современников некоторые из них все еще остаются странными и непонятными.



1. Какие приемы для переучивания использовались


Переучивание левшей в СССР / Фото: vogazeta.ru.




Переучить левшу, заставить его писать, рисовать, что-то делать правой рукой, а не левой, не так уж и просто. Методы в образовательных учреждениях (школах) были разными. Все зависело от педагогов, работающих с такими детьми. Чаще всего оказывалось моральное воздействие на ученика, но могли быть применены и более радикальные меры, например, левую руку привязывали к стулу. Так она не могла быть задействована в работе. Бывало, что особенно непослушные, которые не реагировали на замечания учителей и продолжали писать «не той» рукой, получали указкой по пальцам.

Учительница / Фото: gazeta-pedagogov.ru.

Родителей тоже заставляли принимать в этом участие. Учителя предлагали во время выполнения домашнего задания одеть на левую руку ребенку варежку и не позволять ее снимать. Второй прием можно назвать «варварским» – пальцы на левой руке рекомендовали забинтовать.

2. Причины, по которым переучивали


Урок в советской школе / Фото: zen.yandex.ru

Первое, что повлияло на такое решение – советская политика. В это время все должны быть одинаковыми. Нельзя было допустить, чтобы кто-то выделялся из общей массы. «Не такими» считались не только левши, но и хиппи или «стиляги». В тот или иной период к ним относились презрительно, их не воспринимали.

Было и «официальное» объяснение переучиванию. Суть его заключалась в том, что все предметы и инструменты созданы под правшей и левше будет сложно ими пользоваться и с ними работать. Примером выступала чернильная ручка. Если писать левой рукой, как и положено, слева направо, то очень сложно не смазать чернила.

Школьница пишет чернильной ручкой / Фото: esquire.kz

Третья причина особо не озвучивалась, хотя и имела место быть. Это армейская служба. Автоматные затворы находятся справа, и в эту сторону вылетают гильзы после стрельбы. Левше гильзы будут лететь в лицо. Это существенно усложнит человеку службу в армии, а, возможно, и исключит ее вовсе.

3. Почему переучивание левшей было отменено


Девочка-школьница / Фото: tj.sputniknews.ru

Одновременно с тем проводились и наблюдения за переученными детьми-левшами, результаты которых показали отрицательное влияние процесса на их нервно-психическое состояние. Эти ученики часто становились неуверенными, у них появлялось чувство вины, они плохо учились, что связано с постоянной внутренней борьбой, отношения с одноклассниками были натянутыми. Многие переученные левши страдали бессонницей, у них появлялся нервный тик, заикание.

Ученица у доски. / Фото: back-in-ussr.com

Интересный факт! Наукой доказано, что человек, родившийся с этой особенностью, не может быть полностью переучен. В отличие от правшей, у левшей ведущим является правое полушарие головного мозга. Те, кто смог пройти успешную адаптацию, как правило, научились работать обеими руками в одинаковой степени. В связи с описанными открытиями, в 1986 году техника переучивания левшей была отменена.





Tags: Историческое, Медицинское, Образовательное
Subscribe

Posts from This Journal “Историческое” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments
Сама пала жертвой. Причём в школу пошла в 75-м, когда на смену чернильным ручкам пришли шариковые (но тетради с промокашками ещё застала). Родители сомневались, но первая учительница и участковый педиатр велели переучивать. "Как это она будет писать левой, если все пишут правой?" Меня не били указкой по пальцам, не привязывали руку, не надевали на неё варежку. Но морального прессинга хватало. Заставляли переписывать, мать и тетрадь порвать могла. Тем самым выработала у меня отвращение к учёбе и ненависть к ней, матери. Потом она как-то сказала, что вроде бы в 76-м где-то появилась робкая статейка, что левшей переучивать таки нельзя. Но то был глас не вопиющего, а еле шепчущего в пустыне, мать и усомнилась. На момент этого её признания мне было уже за 40. А не усомнись она, так и осталась бы я полноценной левшой. И если меня заставали за раскрашиванием картинок (обожала раскраски) левой рукой, я тут же получала совет: "Ты лучше левой ногой крась!" Лишь в 80-м об этом стали писать везде, но я тогда уже в пятом классе училась, поздно было возвращаться "в исходное положение". Пыталась было снова научиться писать левой, но лень вперёд меня родилась. Итог: пишу и ем правой, всё остальное делаю левой - и помешиваю (правой - только если левая рука устанет), и штопаю, и пуговицы пришиваю, и в бадминтон играю. Когда проходила практику в "Интуристе", мне поручили проштамповать книжку с бланками. Штамп ставился в правый верхний угол. Казалось бы - чего проще. Держи книжку в левой руке, отпускай по страничке и штампуй правой. А мне было удобнее левой рукой штамповать. Мне посоветовали взять книжку и штамп вверх ногами, я правой рукой отпускала странички, а левой штамповала. Повезло - на компе что в русской, что в английской раскладке часто используемые буквы именно в левой половине клавиатуры. Сестра тоже левша, в школу пошла в 83-м, её учительница вынесла вердикт: "Пусть пишет левой". Ох и грызло же меня чувство несправедливости!

Posts from This Journal “Историческое” Tag