Евангелие от Матфея приводит изречение Иисуса Христа, касающиеся прощения. Суть постулата сводится к тому, что процедура «амнистирования» обидчиков (любых) – это действо обоюдное: прощающему прощается тоже. И напротив, неспособные прощать сами не прощаемы Господом.
Даже если кто-либо старательно соблюдает Великий пост, Всевышний всех этих трудов не примет, они будут напрасны, если постящийся не простил кого-либо и бьет земные поклоны с ожесточенным сердцем, с затаенной обидой на людей (или даже на одного человека).
Процесс прощения других необходимо начинать с себя, с осознания своей греховности, потому что неспособность простить есть проявление гордыни, страшного греха. Признав свои недостатки, изменившись, человек тем самым меняет мир вокруг себя, начинает по-другому воспринимать окружающих и по-иному относиться к ним.
Подобное самоуничижение не делает христианина греховнее и слабее – губительно для души не оно, а малодушие и жалость к себе.