aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Categories:

50 лет назад, 30 марта 1970 года, на экраны страны вышел фильм "Белое солнце пустыни"

30



Фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» – культовый советский «вестерн», для нескольких поколений зрителей он стал одним из самых любимых фильмов. Работа над лентой шла трудно, лента подвергалась цензуре, но была спасена после просмотра на даче Леонидом Брежневым. Ограниченная премьера картины для создателей и руководства состоялась 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино. Премьера на широком экране в столице состоялась 30 марта 1970 года.




"Белое солнце пустыни" - советский фильм режиссера Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Сухова, спасающего от кровожадного бандита Абдуллы его гарем.

Во второй половине 1960-х на волне популярности фильмов о "Неуловимых мстителях" советское кинематографическое руководство обратилось к жанру истерна. С 1966 года в кинематографической системе СССР начала работать ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия). Она представляла собой коммерческое предприятие с широкой свободой действий по подбору кадров и выбору творческого материала и могла не согласовывать свои действия с Госкино СССР. В 1967 году руководство ЭТК пригласило к работе над сценарием нового приключенческого фильма Андрея Михалкова Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Первоначальный вариант сценария под рабочим названием "Басмачи" руководство киностудии не устроил.

Однако снять картину в этом жанре руководству студии все-таки хотелось, и сценаристу Валентину Ежову (автору "Баллады о солдате") поручили в течение полутора месяцев создать сценарий отечественного истерна.

Местом действия Ежов выбрал среднеазиатскую пустыню. Поскольку сам он в пустыне никогда не был, поэтому в соавторы взял своего товарища по Высшим сценарным курсам Рустама Ибрагимбекова как "знатока Востока".

"Скрыв, что никогда в жизни не был в Средней Азии и в революционных событиях не участвовал, – вспоминал Ибрагимбеков, – я обещал… поделиться своим восточным опытом...".

Собирая материал для сценария, Ежов встречался с ветеранами Гражданской войны, которые в 1920-е годы сражались с басмачами в Средней Азии. Один из них вспомнил, как басмачи, спасаясь от настигавших их красных отрядов, бросали в пустыне свои гаремы. Под конец рассказчик добавил, что эти женщины в паранджах доставляли в пустыне немало хлопот. Так появился новый сценарий с рабочим названием "Пустыня".

В январе 1968 года начались пробы актеров. На роль Федора Сухова пробовалось несколько актеров. В финале остались двое: Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов, который и был утвержден на эту роль. Поговаривали, что его склонность к пьянству — источник потенциальных неприятностей. Так и вышло: уже в первую неделю съемочного процесса Юматов встрял в капитальную пьяную драку, из которой вышел весьма потрепанным, и режиссер тотчас отказался от его услуг. Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, кандидатуру которого первоначально на пробах отклонили. Актер оказался не занят и согласился принять участие в съемках.

Роль Петрухи отдали совершенно непрофессиональному актеру Николаю Годовикову. Он лишь время от времени появлялся в фильмах в разного рода эпизодических ролях, а основное время пахал на заводе слесарем.


31

Роль Петрухи его в итоге прославила, но светлым будущим не обеспечила: Годовиков в семидесятые годы связался с компанией уголовников и был неоднократно осужден за тунеядство и кражи. Отсидел три срока — семь с половиной лет в совокупности.

Долго не могли найти исполнителя на роль таможенника Павла Верещагина, неторопливого и обстоятельного, знающего цену жизни и смерти. Мотыль поделился проблемой с режиссером Геннадием Полокой, который тут же показал ему одну из актерских проб Павла Луспекаева. Проба была блестящей.


32

До "Белого солнца пустыни" Луспекаев как киноактер был малоизвестен, он всегда оставался верен театру. Но в 1967 году актеру сделали операцию по ампутации обеих стоп, и о возвращении в театр не могло быть и речи.

Полока уверил Мотыля, что скоро Луспекаев будет в форме, потом добавил: "Придумай сцены в воде. Он плавает как рыба. И поезжай к нему. Полюбуйся его торсом. Рубцы на плече, на руке — это же биография!"

Мотыль предложил Луспекаеву сняться на костылях и даже хотел соответствующим образом изменить сценарий. Павел Луспекаев отмел все эти варианты и поставил условие, что сниматься будет без каскадеров, и режиссер согласился.

Владимир Мотыль долго думал, кого пригласить на роль Катерины Матвеевны. В коридоре "Ленфильма" он случайно встретил Галину Лучай, тележурналистку из редакции кинопрограмм Центрального телевидения. В Ленинграде ее съемочная группа делала очередной фильм по истории кино. Режиссер сразу понял, что именно она должна сыграть Катерину Матвеевну. Галина Лучай согласилась сыграть роль русской красавицы после долгих уговоров.

35


Многие из приглашенных на съемки были непрофессиональными актерами. Только три "жены" Абдуллы из девятерых были актрисами. Так как после съемок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих "жен" пришлось дублировать солдатами. Местные девушки отказались участвовать в съемках, и "жен" подбирали со всего Союза.


36


Съемки фильма на производственной базе студии "Ленфильм" начались 24 июля 1968 года. Первые отснятые сцены фильма - сон Сухова, где он кует серп и затем пьет чай вместе с супругой и остальным гаремом, снимались на натуре возле деревни Мистолово под Лугой.

В августе Мотыль продолжил съемки в Дагестане, где на берегу Каспийского моря, в нескольких километрах от города Каспийска были построены декорации - несколько бутафорских домиков, дом Верещагина, сад с виноградником, нефтеналивные баки. К берегу был подогнан старый баркас махачкалинского рабочего порта "Дербент", переименованный на время съемок в "Тверь".

Очевидцы говорят, что съемочный процесс проходил в условиях полного хаоса и отсутствия дисциплины. Не хватало техники, были проблемы с безопасностью, в результате чего погиб наездник-каскадер.

А актеры вечно влипали в какие-то истории и пьяные драки, поэтому в фильме можно наблюдать Павла Луспекаева (Верещагина) с реальными ранами на лице, а не каким-нибудь там рисованным гримом: на него напали в окрестной пивной с ножом.

Чтобы хоть как-то защитить съемочную команду от дебоширов и грабителей, режиссер заключил сделку с местным (каспийским) криминальным авторитетом.

Условия просты: его снимают в кино, а он обеспечивает порядок и неприкосновенность имущества. В итоговом фильме авторитет Али появляется дважды — это бандит в красной рубахе.

После появления Али украденный с площадки реквизит чудесным образом вернулся на место.


33

11 ноября 1968 года худсовет Экспериментальной студии отсмотрел проявленный материал фильма "Белое солнце пустыни". Впечатление у присутствующих было неоднозначным. Начальника главной сценарной коллегии "Мосфильма" Марианну Качалову более всего возмутила сцена, где жены Абдуллы выбираются из бака. Сухов ожидает увидеть на их лицах радость спасения, но они пробегают мимо него, падают на колени и рыдают над мертвым мужем - рвут волосы, причитают, как положено по восточному обычаю. Финал пришлось изменить.

Помимо гибели Верещагина и Петрухи, в материале еще была сцена сумасшествия Настасьи, жены Верещагина. От этой сцены в фильме остался лишь маленький кусочек. Сократили драку Верещагина на баркасе и две "эротические сцены" с Катериной Матвеевной, переходящей с задранной юбкой через ручей, и женами Абдуллы, которые разделись во время своего заточения в баке.

Руководство студии попыталось даже сменить Мотыля на Владимира Басова. После отказа Басова и вовсе решили смыть весь отснятый материал. И только на окончательном совещании в Госкино, состоявшемся весной 1969 года, зампред Баскаков вынес решение: "Производство придется завершить. И Мотыля на картине оставить".

Именно благодаря Владимиру Басову появилась реплика Сухова "Восток - дело тонкое". "Восток требует совершенно иного подхода, у них там другое мышление, у мусульман. Должен быть тонкий подход", - напутствовал он Мотыля перед экспедицией.

В мае 1969 года съемочная группа активно занялась выбором мест натурных съемок для нового финала картины, причем уже не в Дагестане, а в Средней Азии. Остановились на Туркмении, на окрестностях города Байрам-Али. В Каракумах выпало так много дождей, что пески скрылись под высокими травами. Мотыль со своими ассистентами облетел на вертолете сотни километров, однако нужной натуры не нашел. На помощь пришла армия: солдаты местного военного округа за считанные недели пропололи десятки квадратных километров пустыни. В результате столь большой паузы в работе группа лишилась актрисы, игравшей Гюльчатай. Артистка цирка Татьяна Денисова, исполнявшая эту роль, получила в цирке свой собственный номер и от съемок отказалась. На роль утвердили 17-летнюю студентку Вагановского училища Татьяну Федотову.

В результате второй съемочной экспедиции фильм сильно изменился, и у него фактически появилась другая концовка. Съемки завершились в сентябре 1969 года.

18 сентября 1969 года фильм лично смотрел генеральный директор "Мосфильма" Владимир Сурин и остался недоволен просмотром. С его подачи акт о приемке картины в Госкино подписывать не стали.

Судьбу картины решил счастливый случай. В один из осенних дней 1969 года руководитель Коммунистической партии Леонид Брежнев решил посмотреть у себя на даче какой нибудь новый отечественный фильм. И дежурный по фильмохранилищу на свой страх и риск отправил к нему "Белое солнце пустыни". Брежневу картина очень понравилась.

В марте 1970 года в Москве состоялась премьера "Белого солнца пустыни". Федор Сухов и его окружение обрели поистине легендарную славу. Отдельные образы, фразы из картины сразу пошли в народ: "За державу обидно", "Таможня дает "добро", "Восток – дело тонкое" и др.


34

Фильм принес славу всем и каждому, кто был в нем занят, но для Верещагина стал последней работой: давно болевший и истощенный Павел Луспекаев скончался в 1970 году, во время съемок следующей своей картины.

Питерские таможенники ухаживают за его могилой на Северном кладбище и собираются там ежегодно на свой профессиональный праздник 25 октября.


37


«Белое солнце пустыни» — своего рода талисман для космонавтов. Считается традицией смотреть его в канун старта и брать с собой копию, чтобы самоотверженно пересматривать в минуты космического досуга.

Подобное кажется странной прихотью, но в реальности у традиции весьма серьезные корни. 30 июня 1971 года при посадке трагически погиб экипаж корабля «Союз-11» — три советских космонавта:  экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева.

Из опасений за судьбу полетов в следующий рейс («Союз-12») были отправлены лишь два пилота — Лазарев и Макаров. Перед стартом они смотрели «Белое солнце пустыни», а приземлившись, заявили, что чувствовали, будто их экипаж полностью укомплектован: третьим был красноармеец Сухов.


С тех пор брать с собой в космос Сухова считается хорошей приметой, да и не погиб никто с того момента.

Песня «Ваше благородие» — вовсе не какое-то там белогвардейское блатное творчество, а авторский продукт, написанный специально для фильма. Солидный классический композитор Исаак Шварц неожиданно удачно приноровился перекладывать на музыку и аранжировать произведения Булата Окуджавы, что и случилось в этот раз.

Примечательно, что при написании песни «Ваше благородие» Шварц мысленно представлял себе, как ее исполняет именно актер Луспекаев. Отсюда такое чудо филигранного попадания музыки в образ. Как и все в этом фильме!

По материалам из сети
Tags: Киношное, Памятное
Subscribe

Posts from This Journal “Киношное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments