
Краткая хроника событий, произошедших после пятницы, когда Христос принял крестную смерть, согласно Писанию, такова. По римскому обычаю, тела тех, кто был распят, традиционно оставались на крестах с тем, чтобы в итоге стать добычей птиц, но при этом можно было попробовать получить разрешение начальства, чтобы похоронить их. За таким разрешением к Пилату пришел один из членов синедриона, Иосиф из Аримафеи, тайный ученик Христа: он приобрел плащаницу (специальное дорогостоящее полотно) и попросил у Пилата выдать ему тело Христа. Разрешение было получено, тело завернули в плащаницу – и поместили в пещере в саду Иосифа, находившемся недалеко от Голгофы. Такова библейская история погребения тела Христа.
Что касается сошествия Иисуса во ад, наиболее полно об этом описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима». В главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад» говорится: «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня». Дьявол оказывается побежденным, и Христос «связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий». Кроме того, этот сюжет отражен и в иконографии – он служит каноническим иконописным сюжетом: под ногами у Христа разломанные и сорванные створки адовых врат, а из черной бездны, из самого ада Господь выводит праведников за руки.
В Великую Субботу происходит одно из главных чудес православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в храме Воскресения в Иерусалиме, который был построен на месте горы Голгофы, месте погребения Христа, и сада, где Его, воскресшего, встретила Мария Магдалина. В субботу примерно в полдень в храм Воскресения входит крестный ход во главе с патриархом Иерусалимским и три раза обходит вокруг часовни, возведенной над Гробом Господним. Затем патриарх входит в часовню и становится на колени перед Гробом Господним, моля Бога о ниспослании Святого огня. Бывает, что патриарх может молиться часами, однако каждый год в ответ на его молитвы на мраморной плите Гроба Господня появляются шарики огня. От этого огня патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем передаются дальше.
Сия суббота есть благословенная. Великая Суббота, это уже есть Пасха, но мы не говорим друг другу пасхальные слова. Христос лежит во гробе, а душа Его во аде. И там, во аде, она совершает великую войну. Христос ломает адские врата. Об этом в псалмах написано. "Поднимите врата адские, и возьмитеся врата вечные", они говорят: "А кто это такой?", - "Это Царь Славы. Ну-ка, поднимайте врата, поднимайте князи вечные, Господь Сил, Той есть Царь Славы.". Во гробе плотски, во аде же с душей, яко Бог, в раю с разбойником и на престоле был еси, Христе, вся исполняема неописуемо. Великая суббота - это великая тишина. Суббота, это благословенный седьмой день, когда Господь почил от дел своих. Сын Божий трудился на земле и, наконец, успокоился от трудов своих. Субботствует во гробе Его тело, а душа Его в аду совершает войну, т.е. Он посрамляет и сокрушает все, что там происходит. Он приходит туда за Адамом во-первых, потому что когда Адам согрешил, в раю Бог звал Адама: "Где ты?", он спрятался, говоря, что он голый и ему стыдно, поэтому он скрылся, тогда Господь вопрошает: "Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от древа?". Так вот, теперь Адам уже не прячется, Господь спускается во ад и первым делом ищет Адама. На иконе Воскресение, изображается Христос на кресте стоящий, сошедший в бездну адскую, и вытаскивающий из глубины Адама и Еву, а они протягивают Ему руки, как маленькие дети, хотя они старики, а Он молодой и сильный в окровавленных ризах, топчущий точило гнева, с праведным гневом наказывающий адские полки. Великая суббота, это царство тишины на земле и царство войны под землей, может быть не топографически под землей, потому что места пребывания душ после смерти мы пока точно не знаем. На земле, люди любившие Христа, не знали как им жить дальше. Т.е., а зачем дальше жить? Жили себе, вдруг пришел Христос и все преобразилось, с Ним все стало так хорошо, Он доступный, мудрый, красивый, совершенный, безгрешный, праведный, знающий прошлое, видящий будущее, исцеляющий мертвых и страждущих и страшный для демонов. А тут получается, взяли, схватили, изуродовали, убили, похоронили, как дальше жить, зачем дальше жить? Враги же, с одной стороны радовались, а с другой стороны нет, они знали, что они совершили злодеяние равное, которому не было и нет. И вот, в Великую Субботу они замерли и ждали, а что будет дальше?