aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Category:

Августейший визит: как раненый цесаревич во Владивостоке тачку возил и доски цементировал

0



Восточное путешествие цесаревича Николая Александровича (будущего последнего русского императора Николая II) в 1890-1891 годах, в рамках которого состоялся его известный визит во Владивосток, было призвано обозначить новый геополитический приоритет империи — разворот на Восток. Посыл, который в XXI веке переживает свою реинкарнацию. Именно во Владивостоке будущего самодержца ждала главная миссия его кругосветного путешествия — закладка Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути (будущего Транссиба). Великой дороги, которая по замыслу императора Александра III, соединила две России — европейскую и тихоокеанскую. Поручение отца цесаревич выполнил: пройдя полмира и чуть не погибнув, 11 мая 1891 года он прибыл во Владивосток, чтобы уже 19-го собственноручно совершить ритуал закладки восточного участка самой длинной железной дороги в мире. Как готовились к визиту цесаревича во Владивостоке? Как встречали его? Чем занималась в наших краях августейшая особа? В очередную годовщину памятного визита расскажем о том, как дальневосточный форпост России принимал главного гостя в своей истории.





Во Владивосток через полмира


Длительные поездки по зарубежным странам стали важной частью обучения членов российского императорского дома еще со времен Петра I с его Великим посольством в Европу. По укоренившейся традиции все русские наследники, начиная от Павла I и до Александра III, завершив курс наук, отправлялись в путешествие. Чаще всего путешествий было два: большое – по России, чуть поменьше – по Европе. На этот раз для Николая планировалось совершенно необычное, грандиозное, морское и сухопутное турне, которое объединило оба путешествия. Длившееся 300 дней, оно было беспрецедентным. Для современников в России и за рубежом была очевидна политическая и символическая важность его направленности на Восток.

1

Цесаревич Николай Александрович Романов — наследник российского престола. Фото: портал "Старый Владивосток"

Император Александр III хотел показать всему цивилизованному миру, что такое Восток для России и что такое Россия, как часть Востока, в эпоху Его правления, и задуматься о "вечном" для нас вопросе – с кем и куда мы идем? И что такое особый путь России?

— писал главный историограф Восточного путешествия цесаревича князь Э.Э. Ухтомский.

"В ту сторону, куда лежит историческая дорога, по которой продвигается русский народ", — дополнял он свои мысли.

Старт путешествию был дан в октябре 1890 года. 23 октября 22-летний наследник и пять его спутников после молитвы в Гатчине отправились в длительный путь. Престолонаследника сопровождали: руководитель всего путешествия генерал-майор свиты князь В.А. Барятинский , флигель-адъютант князь Н.Д. Оболенский, князь В.С. Кочубей, гусар Е.Н. Волков и прикомандированный для написания книги о путешествии чиновник министерства внутренних дел князь Э.Э. Ухтомский. Добравшись сухопутным путем через Вену до Триеста, цесаревич и его свита поднялись на борт военного фрегата “Память Азова”, на котором и отправились в далекий путь.

2

Фрегаты "Память Азова" и "Владимир Мономах" под флагом цесаревича. Фото: портал "Старый Владивосток"

В этом дальнем и нелегком походе наследнику российского престола предстояло познакомиться с жизнью заморских стран, что он успешно и делал.

Греция, Египет, Индия, Сингапур, остров Ява, Сиам, Цейлон, Китай и, наконец, Япония — порты этих стран гостеприимно встречали наследника российской короны, а их монархи принимали его как самого дорогого и желанного гостя. А он, в свою очередь, отвечал им своей благодарностью и заверениями в дружбе.

Японское покушение


15 апреля 1891 года в сопровождении шести кораблей русского императорского флота Николай Александрович прибывает в Японию. В Стране восходящего солнца, как и в других странах, наследнику российского престола организована радушная встреча.

Посещение Японии началось с Нагасаки, а продолжилось в Кобэ и Киото. Именно здесь и произошел инцидент, в результате которого цесаревич едва не лишился жизни. Покушение, вошедшее в историю как "Инцидент в Оцу", случилось 29 апреля в городе Оцу неподалеку от Киото.

3

Наследник Цесаревич и принц Георг в Киото. Фото: портал "Старый Владивосток"

Престолонаследника, передвигавшегося по городу на повозке-рикше, внезапно атаковал стоявший на тротуаре японский полицейский Цуда Синдзо. Цесаревич неминуемо бы погиб, если бы первый удар Цуда мечом по голове не пришелся вскользь, а вторую атаку не отбил путешествовавший с престолонаследником греческий принц Георг.

Подбежавшие рикши скрутили покушавшегося, а цесаревича, отделавшегося лишь незначительной раной головы, экстренно доставили в близлежащий дом владельца галантерейного магазина, где оказали первую помощь. К счастью, рана оказалась несерьезной, и в этот же день он вернулся в Киото.

30 апреля туда прибыл сам император Мэйдзи, чтобы навестить раненого цесаревича. Император предложил направить в Россию специальную делегацию с извинениями за инцидент во главе с принцем Арисугава-номия, но цесаревич отказался от этого.

Японцы, боясь международного конфликта, стремились как можно быстрее замять скандал: разные люди писали Николаю множество писем с извинениями, желали ему скорейшего выздоровления. Японские власти моментально начали судебный процесс над совершившим нападение Цуда Сандзо, приговорив его в пожизненному тюремному заключению, однако вскоре нападавший скончался. Но реакция русской дипломатии на извинения была крайне сдержанной.

Сам цесаревич, по свидетельству Э.Э. Ухтомского, больше волновался не по поводу нападения, в результате которого чуть не лишился жизни, а за то, что об этом подумают сами японцы.

"Это ничего, только бы японцы не подумали, что это происшествие может изменить мои чувства к ним и признательность мою за их радушие”, — так передает слова цесаревича после покушения летописец Восточного путешествия.

Несмотря на спокойствие самого пострадавшего, уже 4 мая в Киото пришла срочная телеграмма от Александра III.

В Петербурге были чрезвычайно обеспокоены произошедшим, и император, как любящий родитель, беспокоясь за здоровье наследника, потребовал немедленного возвращения того в Россию, во Владивосток. Там его уже давно ждали.

Владивосток готовится к встрече будущего монарха


Программа путешествия наследника царского престола по России была разработана заблаговременно и поступила во все места остановки августейшей особы в России.

Приамурский генерал-губернатор А.Н. Корф был ознакомлен с секретным документом "Высочайше утвержденный маршрут путешествия Его Императорского Высочества наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича из г. Владивостока в г. Уральск" в конце 1890 года, то есть еще тогда, когда цесаревич только начинал свое путешествие. В документе были указаны все необходимые сведения, имевшие отношение к маршруту престолонаследника: населенные пункты, время прибытия и отбытия, цель остановки, объекты посещения, километраж.

В соответствии с циркуляром была разработана четкая программа пребывания наследника в Приамурье и Приморье, церемониала встреч, оформления населенных пунктов, подготовки населения.

Члены императорской фамилии посещали Владивосток и раньше. Первым из монарших особ молодую дальневосточную окраину в 1873 году посетил Великий князь Алексей Александрович, возвращавшегося из кругосветного путешествия. В 1886 и 1887 годах на корвете "Рында" Владивосток дважды посещал Великий Князь Александр Михайлович. Но в этот раз город ждал не просто августейшего гостя, а будущего русского императора — руководителя страны. С его приездом связывались надежды на дальнейшее развитие форпоста России на Дальнем Востоке, а потому готовились к нему основательно.

Еще за пять месяцев до прибытия в будущую столицу Приморья престолонаследника городская дума приняла решение построить напротив Адмиральской пристани триумфальную арку или Николаевские ворота.

“Для увековечивания памяти посещения Владивостока Его Императорским Высочеством наследником цесаревичем построить на перекрестке Светланской и Прудовой (ныне — ул. Петра Великого) улиц из камня и кирпича Триумфальные ворота, с постановкой в оных образа Святителя Николая Чудотворца с неугасимою лампадою и ходатайствовать в установленном порядке о наименовании этих ворот Николаевскими (...) Из городских сумм назначить 5 тысяч рублей и обратить на это же пожертвованный купечеством для сего капитал около 4 тысяч рублей. Само сооружение поручить городскому архитектору капитану Н. Коновалову...", — говорилось в постановлении Думы от 12 января 1891 года.


4

Триумфальная арка, построенная во Владивостоке к визиту наследника престола. Фото: портал "Старый Владивосток"

Выдержанные в византийско-русском стиле монументальные ворота были построены в срок и к июню 1891 года были готовы к тому, чтобы через них ступил на владивостокскую землю будущий царь России (в 1927 году как "символ ненавистного народом царского режима" арка была уничтожена и восстановлена только в 2003 году как неотъемлемый символ Владивостока и его истории).

Были проведены работы по устройству перемычки для строящегося сухого дока, закладка которого должна была состояться по приезду цесаревича. Велись подготовительные работы комитетом по устройству во Владивостоке памятника Невельскому для предстоящей закладки в присутствии высокого гостя.

Дома в городе украшались флагами, декорациями, транспарантами, гирляндами, вензелями.

Во Владивостоке наследника престола ждало важнейшее поручение отца, связанное с основанием Великой Сибирской железной дороги. Именной рескрипт, подписанный императором 17 апреля 1891 года и доставленный курьерами через Сибирь, гласил:

Ваше Императорское Высочество. Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую мою волю по вступлению вновь на русскую землю, после обозрения иностранных стран Востока. Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к строительству на счет казны и непосредственно распоряжением правительства Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Александр.

С апреля же в Приморье велись подготовительные железнодорожные работы: к визиту наследника рабочие успели проложить две с половиной версты железнодорожного полотна, соединяющие нынешний район Первой речки с центром Владивостока — местом, где сегодня находится железнодорожный вокзал. Все было готово к встрече высочайшего гостя.

Владивосток встречает престолонаследника


Выполняя волю отца, Николай Александрович 7 мая отплыл из Кобэ и уже утром в субботу, 11 мая прибыл во Владивосток.

Описание момента прибытия августейшей эскадры оставили многие очевидцы этого грандиозного события.

Над заливом стоял туман. Три пушечных выстрела с приморских батарей оповестили жителей о том, что эскадра под командованием вице-адмирала П.Н. Назимова, на которой находится высокий гость, подходит к Владивостоку, и все население города устремилось к Адмиральской пристани, где предполагалась встреча. Но из-за плохой погоды съезд престолонаследника на берег был перенесен на другой день.

5

Прибытие эскадры под флагом цесаревича во Владивосток (рисунок Н.Н. Каразина). Фото: из книги Э.Э. Ухтомского "Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича"

Николай Александрович ограничился приемом на борту "Памяти Азова" руководства города и области, а также объявил через них Всемилостивейший Его Императорского Величества Александра III Манифест:

В ознаменование посещения Сибири Любезнейшим Сыном нашим, Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Николаем Александровичем, желая явить милость нашу тем из отбывающих ныне в Сибири наказания, в силу судебных приговоров, ссыльных, кои по день прибытия Его Императорского Высочества в пределы Сибири распределены в установленном порядке, повелеваем: 1. Ссыльнокаторжным, которые добрым поведением и прилежанием к труду достойны снисхождения, уменьшить назначенные судом сроки каторги до 2/3, безсрочную каторгу заменить срочною на 20 лет; 2. осуждённым за преступления, содеянные в несовершеннолетнем возрасте, в каторжные работы менее 4-х лет, ныне же перечислить в разряд ссыльно-поселенцев.

На следующий день в 11.30 часов Его Императорское Высочество под гром салюта и восторженные крики "ура" собравшегося на берегу народа и войск при звоне колоколов сошел на приморский берег у Адмиральской пристани. Здесь был выстроен почетный караул от 1-го Восточно-Сибирского линейного Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича батальона.

Высокий гость был встречен генерал-губернатором Приамурского края, военным губернатором Приморской области, командиром порта, комендантом и представителями города. Отведав хлеб-соль, преподнесенный ему городским головой Маковским, и выслушав приветственные речи, августейшая особа через Триумфальную арку поднялась к Светланской, где в ожидании престолонаследника уже выстроились войска гарнизона.

6

Почетный караул встречает цесаревича во Владивостоке. Фото: портал "Старый Владивосток"

Приняв почетный караул, цесаревич в сопровождении свиты и конвоя из казаков Уссурийской сотни проследовал в Успенский собор — главный храм Владивостока.

Сразу после благодарственного молебна цесаревич отправился в дом генерал-губернатора, где познакомился с начальниками частей Сибирской флотилии и порта, военных частей, руководителями гражданских и городских учреждений, а также железнодорожными инженерами. Ночевать наследник отправился обратно на фрегат.

Августейшие дела


Следующие дни своего пребывания во Владивостоке цесаревич посвятил посещению дома генерал-губернатора. На 17.00 назначен парад войск, однако из-за дождливой погоды его отменили.

7

Дом военного губернатора Приморской области (Светланская, 52), где останавливался цесаревич. Фото: портал "Старый Владивосток"

Утром следующего дня, 14 мая в сопровождении генерал-губернатора, коменданта порта и свиты на лодке "Манджур" цесаревич отправился в бухту Улисс, а на обратном пути посетил Сибирский флотский экипаж, где осмотрел экипажную церковь, канцелярию и казармы. Там же он отведал солдатской пищи.

15 мая было днем Священного Коронования Их Императорских Величеств. В церквях и на кораблях служили благодарственные молебны, и цесаревич находился на борту "Памяти Азова", молился в судовой церкви, а после принимал гостей с поздравлениями.

8

Эскадра цесаревича во Владивостоке. Фото: портал "Старый Владивосток"

Вечером того же дня Николай Александрович с генерал-губернатором Приморской области и свитой в сопровождении канонерских лодок “Кореец” и “Манджур” отправился в Посьет, где познакомился с этим крайне важным для Южно-Уссурийского края пограничным постом. Там его уже с начала мая ждали воинские части: пять батальонов 2-ой Восточно-сибирской бригады, 3-я горная батарея, 2-я Уссурийская конная и 4-я Забайкальская казачьи сотни.

В Посьете престолонаследник оценил боеготовность войск, познакомился с бытом солдат, осмотрел казармы и лазарет, обменялся подарками с охотниками — те подностили ему шкуры тигра и медведя, он награждал их серебряными часами.

Вернувшись во Владивосток, утром 17 мая цесаревич принял участие в торжественной церемонии закладки первого памятника Владивостока — монумента легендарному исследователю Дальнего Востока адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому. Средства на его постройку собирали среди владивостокцев по инициативе моряков Сибирского экипажа, а автором проекта стал помощник старшего инженера-механика флота А. Антипов.

У самого места закладки был разбит павильон, декорированный флагами — это место предназначалось для наследника престола и его свиты. Ровно в 10 часов в сопровождении принца Георга, свиты, генерал-губернатора, военного коменданта и других начальствующих лиц Николай Александрович прибыл на место, где спустя некоторое время заложил серебряную доску и собственноручно заделал ее цементным раствором. Этим он дал старт созданию памятника, ставшего впоследствии одним из символов Владивостока (памятник был построен и открыт в 1897 году, после революции подвергся "советизации" и именовался памятником "Жертвам революции", но в канун 100-летия столицы Приморья ему вернули исторический вид ).

9

Памятник адмиралу Г.И. Невельскому, закладку которого произвел цесаревич во время своего визита во Владивосток. Фото: портал "Старый Владивосток"

После закладки памятника Невельскому Цесаревич проследовал в женское училище, а затем в мужскую прогимназию в сопровождении конвоя казаков уссурийской сотни. Потом посетил военный лагерь.

18 мая, в субботу, при стечении около 200 приглашенных лиц престолонаследник совершил закладку строящегося сухого дока, который тогда же получил название "Николаевский".

Николай Александрович собственноручно положил серебряную доску на приготовленное место и залил ее цементным раствором. Затем главный строитель дока О.В. Линдгольм закрыл доску особым камнем, по которому цесаревич три раза ударил молотком. Раздался торжественный салют. Сухой док был открыт 7 октября 1897 года и существует по сей день.

10

Торжественное открытие Николаевского сухого дока 7 октября 1897 года. Фото: портал "Старый Владивосток"

Главная миссия


19 мая состоялось событие, ради которого, августейший гость и прибыл во Владивосток — закладка Уссурийского участка железной дороги. Выполняя волю своего державного родителя, утром цесаревич отправился к месту закладки. Украшенное флагами и зеленью оно находилось недалеко от Первой речки в Куперовской пади.

11

Место закладки Уссурийской железной дороги (ныне район Первой речки). Фото: портал "Старый Владивосток"

С самого раннего утра городская публика потянулась в Куперовскую падь, где для августейшего гостя уже был приготовлен великолепно декорированный специальный павильон. Неподалеку была устроена небольшая платформа, у которой стоял локомотив с одним вагоном — первый состав Уссурийской железной дороги. В 10 часов утра, после молебна и салюта, Николай Александрович в присутствии 300 человек "лично изволил положить в тачку землю и свезти ее на полотно строящейся железной дороги", тем самым дав начало строительству великого Транссиба — самой длинной в мире железнодорожной артерии, связывающей восток и запад России.

12

Цесаревич везет первую тачку в место закладки Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Фото: портал "Старый Владивосток"

По окончании церемонии Николай и Георгий сели в подготовленный вагон, туда же вошли Приамурский генерал-губернатор, военный губернатор Приморской области, адмиралы и свита. Раздался свисток — и поезд под крики "ура" медленно тронулся по свежей насыпи в направлении города.

Репортер одной из газет писал:

"Так как поезд наш шел по свежей насыпи медленно, из предосторожности, — то большинство собравшегося вдоль полотна народа, особенно рабочих команд и рабочих ссыльнокаторжных, недавно осчастливленных царскими милостями, успевали бежать за поездом...".

13

Открытие движения у Владивостока (рисунок Н.Н. Каразина). Фото: из книги Э.Э. Ухтомского "Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича"

Этот день ознаменовался еще одним историческим событием с участием престолонаследника — состоялась торжественная закладка Владивостокского железнодорожного вокзала. По прибытии к месту закладки станции Владивосток, цесаревич со свитой и генералитетом вышли к месту закладки станции, убранному зеленью и флагами. После краткого молебна наследник лично совершил закладку здания: вложил в специальную каменную нишу серебряную доску и тщательно замуровал ее “на веки вечные”.

Надпись на доске гласила:

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В лето от Рождества Христова 1891, месяца мая 19, в благополучное царствование Его Императорского Величества Государя Императора Самодержца Всероссийского Александра III в г. Владивостоке заложен сей первый камень строящегося конечного участка Сибирской железной дороги (Уссурийской дороги) Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем, в присутствии Его Королевского Высочества принца Георгия Греческого, при управлении Министерством путей сообщения статс-секретарем А.Я. Гюббенет, Приамурском генерал-губернаторе бароне Корф, при председателе временного управления казенных железных дорог генерал-лейтенанте Н.П. Петрове, губернаторе Приморской области генерал-майоре П.Ф. Унтербергере и при начальнике работ Уссурийской железной дороги инженере коллежском советнике А.И. Урсати".

Здание вокзала было построено и открыто 1 июля 1894 года, а через 18 лет реконструировано по проекту архитектора В. Плансона и 7 февраля 1912 года торжественно открыто вновь. В таком виде Владивостокский вокзал существует и поныне.

14

Владивостокский железнодорожный вокзал, закладку которого производил цесаревич Николай Александрович. Фото: портал "Старый Владивосток"

На следующий день престолонаследник объехал стоящие на рейде суда и позавтракал на фрегате "Владимир Мономах" в присутствии офицеров всей эскадры.

А в 19.00 цесаревич принял прощальный обед, данный офицерами фрегата "Память Азова", на котором он восемь месяцев ходил по морям и океанам. По его завершению Николай Александрович сошел на берег, чтобы уже утром следующего дня отправиться через Сибирь в Санкт-Петербург.

В сопровождении Приамурского генерал-губернатора Унтербергера престолонаследник тронулся в путь на лошадях по Приморской области. Торжественные встречи были оказаны высокому гостю в селах Никольском (будущий Уссурийск), Ляличи, Спасском, Осиновке.

По всему пути следования цесаревича его ждали восторженные встречи русских людей и инородцев, заселявших Южно-Уссурийский край, и он отвечал им царской милостью, жертвуя деньги на благие дела. Последним пунктом сухопутного путешествия престолонаследника по Приморью стала Осиновка, откуда на пароходе "Вестник" он отправился по реке Уссури в Хабаровск, а дальше через Сибирь — в Петербург.

15

Прибытие цесаревича в Хабаровск на пароходе "Вестник". Фото: портал "Старый Владивосток"

Спустя пять лет, 14 мая 1896 года, Николай Александрович Романов взошел на российский престол, став последним русским императором Николаем II. В период торжеств по случаю коронации Владивосток вновь принял в своей гавани фрегат "Память Азова" — тот самый, на котором восточную столицу России посещал ее будущий самодержец.

16

"Память Азова", "Рюрик" и "Олимпия" во Владивостоке в 1896 году. Фото: Элеонора Лорд Прей, "Владивостокский альбом"

Восточное путешествие цесаревича Николая сыграло очень важное значение как для самого будущего императора, так и для России и мира в целом. Выбрав в качестве направления именно Восток, Россия показала, что основное внимание внешней политики империи отныне будет приковано именно этому региону. Николай получил уникальную возможность своими глазами увидеть и понять обстановку, царившую в тот период на Востоке и, что более важно, на Тихом океане.

Как покажут события уже следующего десятилетия, обстановку он оценил не совсем верно.

Некоторые историки отмечали, что, когда Николай унаследовал трон, сторонники восточного вектора имперской политики находили явную поддержку на аудиенциях у императора.

Большое путешествие поселяет в Николае II ложное представление о необъятности русской мощи на Дальнем Востоке. Он едет неделями на лошадях по бесконечной Сибири, живописной, богатой, сказочно плодородной. За пределами России его встречают чуть ли не божественными почестями… Здесь, на Дальнем Востоке, цесаревич впервые осознает, кто он такой, какая судьба ему предназначена. В его тихую бесцветную жизнь впервые врываются сильные ощущения и яркие краски,

— писал поэт Георгий Иванов.


17

18

19

20

21



Tags: Историческое, Приморское
Subscribe

Posts from This Journal “Приморское” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments