aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Categories:

Транссибу - 129 лет! Как удалось построить самую длинную железную дорогу в мире

0



129 лет назад, 31 мая 1891 года, была торжественно заложена Транссибирская магистраль. Указ о строительстве Великого Сибирского Пути — Транссибирской магистрали — издал в апреле 1891 года император Александр III. В торжественной церемонии её закладки, которая состоялась в районе Куперовской Пади города Владивостока, принял участие цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II.



Проект Транссиба зародился еще в 1837 году. Некий Николай Иванович Богданов (о нем сейчас практически ничего не известно) предлагал протянуть железную дорогу до Кяхты, главного перевалочного пункта российско-китайской торговли. Но первые рельсы были проложены только в 1891 году, то есть 125 лет назад, когда Александр III решил связать Европу и Азию.


1

Александр III. Фото: wikipedia.org

Строить дорогу давно было пора, об этом просили и сами жители страны. Вот, что писали на имя Александра III сибирские купцы в 1868 году:

"Одни мы, Государь, сибирские Твои дети, далеки oт Тебя, если не сердцем, то пространством. Большие мы от того терпим нужды. Богатства пашен почвы лежат без пользы для престола Твоего и нас. Даруй нам железную дорогу, приблизь нас к Себе, отчужденных oт Тебя. Повели, чтоб Сибирь внедрилась воедино во едином государстве".

Хотя были и такие купцы, которые не хотели "чугунку". Например, томские. Они держали монополию на гужевой извоз, поэтому просто откупились от прокладки дороги к Томску. И она пошла южнее на Нижнениколаевск (Новосибирск). Впоследствии Томск остался небольшим городом, о гужевом извозе здесь напоминает только кобыла на гербе города, а вот Новосибирск пошел в гору. Откупились от прокладки дороги и сретенские купцы в Забайкалье, поскольку они держали монополию на реках Шилке, Аргуни и Верхнем Амуре. И дорога пошла на Читу, а Сретенск без нее захирел.

Итак, воздвижение дороги началось. Александр III не придумал ничего лучше, как отправить на стройку ссыльных арестантов, солдат и местных крестьян. Западные промышленники оказались не у дел – император понимал, что их участие привело бы к усилению влияния иностранных капиталов на Дальнем Востоке.


2

Строительство Транссиба. Фото: Портал Старый Владивосток

Официально строительство дороги во Владивосток началось 31 мая 1891 года. Наследник престола Николай Александрович в урочище Куперова падь под Владивостоком собственноручно наполнил землей тачку и высыпал ее на полотно. Строители начали двигаться навстречу друг другу от Владивостока и Миасса (Челябинская область), до которого путь был проложен ранее.

Через 12 лет после команды властей были готовы 7,5 тысяч км дороги. Работяги трудились голыми руками, о сложной технике тогда никто и не мечтал. Великий Сибирский путь в то время был мировым рекордсменом по объему работ и темпам строительства, здесь трудились 90 тысяч человек.


3

Строительство Транссиба. Фото: Портал Старый Владивосток

Когда дорогу уже практически построили, и оставалось соединить Хабаровск и Сретенск (это 2 тысячи км), стройку решили перенести в Маньчжурию — оказалось, что в Амурской области слишком сложные климатические и геологические условия.Договоренность о строительстве КВЖД была достигнута во время приезда китайского премьера Ли Хун Чжана в Москву на коронацию Николая II в мае 1896 года. Большая Советская энциклопедия 1935 года утверждала без ссылки на источник, что Ли Хун Чжан якобы получил от царского правительства миллионную взятку.

Так в 1903 году появилась Китайско-Восточная железная дорога, а Европа получила выход к Тихому океану.

Но спустя 12 лет России пришлось попрощаться с КВЖД. Уже к 1905 году стало ясно, что создание этой ветки было не лучшей идеей – вокруг полотна постоянно поднимались конфликты. Русско-японская война показала, что железная дорога должна проходить только по территории своей страны. Поэтому сначала перестали использовать этот участок дороги, затем подарили КНР.

К тому же пропускная способность дороги не выдерживала существующие нагрузки. Рельсы оказались слишком легкими, шпал не хватало, на мостах полотно лежало неправильно.

Кроме того, нужно было достроить Кругобайкальскую дорогу, так как с западного на восточный берег озера поезда приходилось перевозить на пароме, а зимой рельсы прокладывались по льду.


4

Кругобайкальская железная дорога. Фото: Оленникова Мария, РИА PrimaMedia

Итак, снова началось строительство. В 1915 году, спустя 8 лет работы лопатами и голыми руками, появилась Амурская железная дорога. КВЖД, стоившая стольких усилий и жизней, оказалась России ненужной.

Сквозное движение от Челябинска до Владивостока открыли только в 1916 году, а сама магистраль была поделена на Сибирскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую железные дороги.


5

Строительство Транссиба. Фото: Портал Старый Владивосток

Но спустя несколько месяцев Россию захватила Гражданская война. Это был настоящий варварский ураган для Транссиба. Уничтожались вагоны, выворачивались рельсы, сжигались мосты. Амур и Иртыш лишились своих грандиозных переправ, были разрушены станции.

Восстановление полотна происходило в авральном режиме, и уже в марте 1925 года оно было закончено. Вновь через всю страну потянулись железнодорожные составы, связывая жителей огромной страны.

С тех пор прошло уже более 90 лет, а рельсы все лежат, на станциях исправно встречают и провожают поезда.




Tags: Историческое
Subscribe

Posts from This Journal “Историческое” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments