Искусство вышивки в Китае имеет очень долгую историю, и берет свое начало в эпоху Неолита. Уже в этом далеком прошлом (5000-6000 лет назад) в Китае был известен шёлк , который чрезвычайно ценился и использовался исключительно внутри этой страны, поэтому искусство вышивки в Китае во все времена было связано сшёлковой тканью и шёлковыми нитями.
Четыре главных стиля китайской вышивки шёлком сформировались на основе четырех различных культур, господствующих в областях на месте расположения современного Китая.
Ксианская вышивка появилась в местности Чанши провинции Хунань. Этот стиль характерен своими цветовыми контрастами; вышивка из Ксиани часто выполнена в черно-белых тонах с переходами через оттенки серого цвета, что дает эффект трехмерности.
Гуандунская вышивка известна в местности Чаоджу провинции Гуандун, и характерна использованием ярких цветов и симметричных, но замысловатых деталей вышивки, что позволяет сравнивать этот стиль с некоторыми образцами западного изобразительного искусства.
Сычуаньская вышивка родилась в местности Чэнду провинции Сычуань. Это — самый старый стиль вышивки в китайской истории: образцы шелка с фрагментами сычуаньской вышивки были обнаружены более 3000 лет назад в саркофаге мумии в Египте. В этом стиле используется атлас и шелк, вышивка из Сычуани применяется главным образом, чтобы украсить покрытия стеганого одеяла, наволочки, предметов одежды и обуви.
Сучжоуская вышивка. Это наиболее известный и знаменитый стиль, получивший также (впоследствии) название «Свободный стежок», сформировался в местности Сучжоу провинции Цзянсу. Для этого стиля характерно произвольное наложение стежков шелковых нитей различной длины и направлений, использование нитей множества цветовых оттенков, а в отдельных случаях — расщепление шелковой нити на отдельные волокна, термическая обработка шелка, и другие приемы, проверенные и отработанные веками, что создает совершенно невероятные эффекты при экспозиции работ, выполненных мастерами из Сучжоу.
В наше время именно стиль «свободный стежок», применяемый мастерами из Сучжоу, получил наибольшее признание в Китае и по всему миру. Современная Сучжоуская школа вышивки объединила все лучшие достижения древнего искусства вышивки Китая: мастера-вышивальщики создают контрастные черно-белые вышитые картины, ранее характерные для Ксианского стиля, используют яркие цвета и абстрактные образы, похожие на Гуандунский стиль. Но, в отличие от Сычуаньского стиля вышивки, шелковые картины из Сучжоу предназначены только для любования ими.
Согласно письменным источникам, шелковая вышивка появилась в провинции Сучжоу, и затем распространилась в ближайших районах континентального Китая. Эти области в течение многих веков были известны производством шелковых тканей, которые в течение достаточно длительного времени были известны и использовались исключительно внутри Китая, причем не только для изготовления одежды, но и для удовлетворения множества других хозяйственных нужд. В то время наличие шелковых вещей служило своеобразным индикатором богатства их обладателя.
В хрониках «Шо Юань»,написанных Лю Сяном в период династии Западная Хань (206 год до н.э. – 24 год н.э.), указывается,что в царстве У уже использовалась вышивка для украшения одежды. В период Троецарствия (220-280 гг.) император царства Уљ Сунь Цюань приказал сестре своего главного министра вышить шелком по шелку карту своей империи. Так появилась знаменитая «Карта Царств». Горы,реки и города были изображены в мельчайших деталях на одном квадратном полотне шелковой ткани. В книге «Тайные сокровища Цинов» отмечается,что вышивальщицы Сунской династии (960-1279) использовали иглы толщиной с волос: «Цвета так ярки,что ослепляют глаз. Пейзажи и здания располагаются в правильной перспективе, изображения людей яркие и осязаемые, цветы и птицы словно живые».
Так, более 2 тыс. лет назад началась история Сучжоуской вышивки шелком по шелку.
В период Цинской династии (1644-1911) шелковая вышивка достигла вершины своего развития. Продукция народной вышивки стала более разнообразно: вышивались одежда, театральные костюмы, покрывала,наволочки, обувь, сумочки и т.д. Вышивка стала модной у простого народа.
В начале XX века под влиянием западной культуры мастера шелковой вышивки начали искать и вносить инновации в свои работы. Шэнь Юньчжи (1874-1921) интегрировала некоторые эффекты портретов маслом в свои вышивки и создала новый стиль, названный «реалистичной вышивкой».«Реалистичная вышивка» Шэнь получила заслуженное признание в Китае и за рубежом. Результатом усилий Шэнь Юньчжи было основание учебных заведений, ассоциаций и профсоюзов работников вышивания в Сучжоу, Наньтуне, Даньяне и Чаншу. Работы таких ее современников, как Хуа Цзи, Ван Шаомин, Ли Пэйфу и других, завоевывали премии на многих международных выставках.
В начале 30-х годов новый стиль шелковой вышивки, получивший название «произвольный стежок», был создан Ян Шоуюй, деканом факультета вышивки профессиональной женской школы Чжэнцзэ в Даньяне, провинция Цзянсу. Как следует из его названия, этот стиль использовал стежки разной длины и направлений произвольные наложения слоев для достижения лучшего эффекта тона и глубины цветов произведения. Это изобретение ознаменовало начало новой эпохи в развитии шелковой вышивки. Настоящим центром изучения и развития этого древнего искусства стал основанный в 1957 году Государственный научно-исследовательский институт вышивки, в музее которого собраны шедевры разных эпох.
В наши дни Сучжоуская техника ручной вышивки продолжает свое развитие. В настоящее время промышленность провинции Сучжоу производит шелк по усовершенствованной технологии, что позволяет создавать вышитые картины в еще более ярких и живых красках и добиваться поразительных визуальных эффектов. Как и в прежние времена, процесс создания вышитой картины требует огромных затрат труда мастера-вышивальщика: в среднем, одна вышитая картина создается в течение нескольких месяцев непрерывного и тяжелого труда, а отдельные работы мастера вышивают больше года!
Славу шелковой вышивке принесли ее утонченность, элегантность и красота. Помимо традиционных односторонних и двусторонних вышивок (вышитое изображение с двух сторон выглядит абсолютно одинаково — его ставят на горизонтальную поверхность), шелковая вышивка включает и многие другие виды работы иглой, такие, как парчовая вышивка, вышивки волосом, узлом и др. Произведения участвуют в выставках по всему миру и ценители искусства могут восхищаться красотой и изысканностью, создаваемой искусными мастерами и гордиться приобретенными шедеврами.