aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Category:

"Падение мятежных ангелов" (1562 год): символизм, тайны и парадоксы шедевра

0



Глубже знакомясь с творчеством Питера Брейгеля Старшего, не перестаёшь восхищаться его уникальным мастерством и незаурядным видением мира. В сегодняшней публикации речь пойдёт о необычном полотне мастера - «Падение мятежных ангелов», написанном в 1562 году, которое совсем недавно было исследовано специалистами Королевского музея изящных искусств Бельгии. Основу сюжета составляет старая библейская история, а точнее легенда о падении ангелов из Рая, символически отражающая конец света, во время которого человечество, погрязшее в греховности, гордыни и жестокости, обречено на всеобщую погибель.

По одной из версий легенды - это первое противостоянии Добра и Зла ещё до Падения Человека, когда самый могущественный ангел-светоносец Люцифер восстал против божественной власти. По указанию Всевышнего Архангел Михаил должен был наказать мятежника. Это противостояние и привело к падению других восставших ангелов, обречённых перевоплотиться в демонов и пасть на дно самого ада. По другой версии -  «И была война на небесах, Михаил и его ангелы сражались против дракона. И дракон сражался с ангелами своими, и не одолевал их; и места их больше не было найдено на небесах. И великий дракон был изгнан, этот старый змей называется дьяволом и сатаной, который обманывает весь мир: он был низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». (Апокалипсис 12:7). Однако по прошествии веков эти версии о Люцифере и Апокалиптическом драконе слились воедино и являются символом вездесущей борьбы добра и зла.

«Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля Старшего, безусловно, является шедевральной работой, иллюстрирующей битву ангелов и Апокалипсис. Архангел Михаил, изображённый в центре в позолоченных доспехах и сине-бирюзовом плаще вместе с небесным воинством, изгоняет восставших против Бога ангелов. В его руках мы видим щит с изображением красного латинского креста на белом фоне, являющимся символом Воскресения, а также меч, с помощью которого он поверг семиглавого дракона, символизирующего сатану. Этот повергнутый монстр практически скрыт за месивом фантастических ужасающих созданий и загадочных объектов, которые на первый взгляд не поддаются идентификации. Среди всего прочего на картине можно обнаружить редких и экзотических животных вроде броненосца или скалозуба.



Именно для наибольшей убедительности Брейгель в своей работе использовал образы зловещих босховских персонажей, которыми буквально изобилует данное полотно. Существуют в работе также и отголоски популярных работ других старых мастеров - Яна ван Эйка и Альбрехта Дюрера. Поверхность картины горизонтально разделена на две примерно равные половины. В верхней части произведения Брейгель изобразил сверкающий шар, представляющий собой Небеса. Светлые ангелы ожесточённо сражаются с тёмным войском восставших и трубят гимн победы в божественные трубы. Эти персонажи в светлых одеждах с детально проработанными лицами и крыльями. В своих движениях они свободны и воинственны.


1

2

3

4


Исключение составляют падающие образы ангелов, изображённые в верхней части полотна, которые ещё не потеряли человеческий облик. Но, невзирая на их белые одежды и золотые крылья, видно, что они уже повержены и, раскинув руки, безвольно падают вниз, превращаясь в фантастических существ – обитателей ада. Они предстают в виде полулюдей и животных с огромными глазами, раскрытыми ртами, а некоторые и с распоротыми животами. И чем ниже они опускаются, всё больше начинают напоминать устрашающих гибридов, тщательно составленных в строгом соблюдении «натуралии» (природные существа) и «артификалии» (существа, сотворённые человеком). Из-за этого полотно Брейгеля производит впечатление ошеломляющей кунсткамеры.


5


Поскольку нижняя часть картины – тёмная и мрачная, нужно присмотреться, чтобы различить отдельные образы. Здесь всё смешано, насыщенно и хаотично. Фигуры в аду целиком теряют человеческий облик и превращаются в ужасных обнажённых монстров с огромными пастями и клешнями. Лица и глаза, которые ещё возможно различить во тьме, наполнены ужасом, рты раскрыты в безумном крике. Ярко выражен также цветовой контраст между нижней и верхней частью полотна - между Раем и Адом. Так, верх выполнен синим, голубым, жёлтым и белым цветами. Нижняя - наполнена тёмными и зловещими красками. Коричневые, тёмно-красные, ядовито-жёлтые, серые и зелёные существа создают впечатление ужасного месива, которое убивает всё светлое и божественное. К слову сказать, на картине Брейгелем мастерски проработана перспектива – её подчёркивают размеры фигур – на переднем плане они большие, вверху – маленькие. Динамика и движение переданы направлением падения персонажей.


6


Любопытным фактом в истории этой неординарной работы Брейгеля является то, что её авторство вплоть до 1898 года приписывалось Иерониму Босху (1450-1516). Лишь в самом конце 19 века в нижнем левом углу, скрытом багетовой рамой, была обнаружена дата и подпись "MDLXII / Brvegel", что стало большим открытием даже для искусствоведов. Примечательно и то, что на этот удивительный шедевр, никогда не подвергавшийся тщательному изучению, обратили наконец-то внимание современные специалисты. Научные исследования изданы в виде прекрасно иллюстрированной книги, в которой научный сотрудник музея изящных искусств Бельгии Тайн Меганк/Tine Meganck описала некоторые секреты и символические значения, зашифрованные в картине, долгое время скрытые от внимания зрителя. Искусствовед провела неожиданную параллель между живописью и западноевропейской политикой времён Брейгеля. Ведь настоящий художник не мог существовать и творить вне своего времени.


7


Ещё один значимый момент исследования: Тайн Меганк также пришла к выводу, что Брейгель предпринял попытку превзойти самого Иеронима Босха/Hieronymus Bosch, творчеством которого вдохновлялся в юности. А также художник попытался трансформировать традиционный библейский морализм о грехе гордыни в собственное видение событий, происходящих не только в его стране, но и в мире в целом. Брейгель показал как на первый взгляд благие устремления людей ведут к опасному перерождению. И «Падение мятежных ангелов» стала великолепной иллюстрацией потенциальной опасности, которая подстерегает людей в их стремлении к благосостоянию, искусству, знаниям, политике, всему тому, в чём человек пытается превзойти самого Творца. И нужно отметить, что идея, использованная Брейгелем, является универсальной темой, которая актуальна и по сей день.

Тайн Меганк, акцентировав внимание на том, что полотно создавалось в 1562 году, раскрыла в своей работе увлекательную теорию о формировании общества глобальных знаний и роли искусства в политике накануне Нидерландской революции. Ведь именно в 1562-м в Нидерландах окончательно сформировалась протестантская оппозиция против Испании, которую Брейгель и изобразил в образе монстра. Противостояние, назревавшее в последующие десять лет, разрешилось Восьмидесятилетней войной, приведшей к независимости Семи Соединённых Провинций (Голландия, Зеландия, Утрехт, Гронинген, Гельдерн, Оверэйсел, Фрисландия) и Генеральных земель.


8


Брейгель как пророк, в 1562-м предвещая эти грядущие события, показал, что человечество, погрязшее в царстве бессмыслицы и жестокости, идёт ко всеобщей гибели. Создав это пророческое полотно, художник сам пережил глубокое потрясение, заставившее его сменить трагическое и экспрессивное мироощущение на горькие философские размышления, печальное настроение и разочарование. Пережив моральный и творческий кризис, Брейгель со временем вновь обращается к реальным формам, снова создаёт картины с далёкими, бескрайними пейзажами, снова уводит зрителя в бесконечную, необъятную брейгелевскую панораму.



Tags: Духовное, Историческое, Талантливое
Subscribe

Posts from This Journal “Талантливое” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments