aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Categories:

Владивостокская крепость в советский период, часть 1 (как создавалась)

0



День Военно-Морского флота традиционно считают «водным» праздником – парад кораблей, инсценировки морских баталий, моряки в парадной форме. Но Тихоокеанский флот – это не только корабли, но ещё и масштабная система обороны побережья. Её задача — не дать противнику подойти к нашему побережью и защитить пункты базирования флота.

До революции, а если быть точным, до 1923 года оборону города несла наша крепость. Но закрывала она довольно небольшую территорию вокруг города и порта. Тем более в период Первой Мировой войны крепость лишилась большой части своего артиллерийского вооружения, так как оно было отправлено на фронт. Свою роль сыграло и то, что во время интервенции все представители других государств, кто ошивался у нас в Приморье, прекрасно ознакомились с крепостью, её сооружениями и их расположением. А использовать в качестве оборонительной системы то, что хорошо известно вероятным «друзьям», не слишком логично.






Дофлотская пятилетка

1


В начале 30-х годов началось создание новой оборонительной системы, в задачи которой входила не только оборона Владивостока, но и максимально всего Тихоокеанского побережья. Первые мысли о том, что для обороны островов в заливе Петра Великого было бы неплохо сформировать определённые соединения, возникла в 1929 году после событий на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД).

Вторым звоночком к этому стало вторжение Японии в Манчжурию в 1931 году. Конечно, когда-то мы успели побыть с японцами и союзниками, но только вот времена изменились. Да и урок Русско-Японской войны ещё был свеж в памяти. В мае того же года, за некоторое время до начала действий японцев, во Владивостоке работала комиссия реввоенсовета СССР под руководством Климента Ворошилова, бывшего тогда наркомом обороны. В её задачи входил выбор позиций для новых артиллерийских батарей. Тогда же Ворошилов и пришёл к выводу, что захват Владивостока на тот момент был бы не слишком сложной задачей, потребовавшей не так уж много усилий и ресурсов.

Усилить оборону на период строительства новых батарей решили переброской с запада СССР железнодорожных артиллерийских батарей. В январе 1932 года из Ленинграда к нам пришёл 5-й дивизион, состоявший из трёх батарей – об этом VL.ru писал ранее. Они стали первой более-менее серьёзной силой в новой обороне города. Спустя некоторое время во Владивосток пришли железнодорожные батареи калибра 305 мм и 356 мм. В военное время на базе Дальзавода были построены ещё дополнительно шесть железнодорожных батарей.

Но и до них уже были некоторые наработки. Так, например, на полуострове Житкова, рядом с современным океанариумом, находится крепостная береговая батарея № 373. В конце 20-х годов, как раз после событий на КВЖД, на её позиции была установлена батарея на четыре 120-мм пушки Майдзуру. Одно из оснований такой пушки до сих пор сохранилось рядом с массивом царской батареи. Ещё одна батарея этих пушек была установлена в бетонном массиве бывшей крепостной батареи № 352. От них сохранились четыре основания для 120-мм пушек. И эта батарея сохранилась в боевом составе дольше, чем стоявшая на Житкова, так как в районе океанариума в массив царской батареи взамен 120 мм пушкам были установлены сначала 152 мм модернизированные пушки Канэ, а позднее 130 мм установки Б-13-3с.

Серьёзные работы начались уже во время прихода из Ленинграда железнодорожных установок. На острове Русском первыми начались работы по строительству батарей среднего калибра, за исключением батареи № 911, на вооружении которой стояли 305 мм гаубицы образца 1915 года.

На полуострове Житкова в массиве 373-й крепостной батареи установили новую, получившую № 922 и вооружённую четырьмя модернизированными 152 мм пушками Канэ, у которых увеличили угол возвышения до 60’. Ещё три таких пушки были установлены у бухты Тихой в массиве перестроенной для этого крепостной батареи № 310. В обоих случаях массивы царских батарей подверглись частичной перестройке. На 922-й было проще выполнить работы из-за наличия в бетонном массиве 10-дюймовой батареи большого количества казематов, а командный пост легко разместили на левом фланге, построив дополнительно только бетонную рубку управляющего огнём. А вот на 921-й старый массив пришлось серьёзно перестраивать.

Также пришлось возводить с нуля командный пункт в виде двухэтажной железобетонной постройки на правом флаге батареи. Ещё одну батарею со 152-мм артиллерией в виде тех же пушек Канэ, но без модернизации, установили на доминирующей высоте острова Шкота. Там все бетонные сооружения новой батареи строились с нуля. Для освобождения площадки были подорваны орудийные основания недостроенной крепостной батареи. Эти обломки до сих пор можно видеть на склоне ниже батареи. К проектированию шкотовской батареи, получившей № 904, был причастен Эрнест Оскарович Маак, военный инженер, начавший свою службу во Владивостокской крепости ещё в 1890-е годы. Поэтому, например, силовая станция батареи в своей конструкции несёт черты сооружений, строившихся ещё в дореволюционное время.

Последней батареей с пушками Канэ, которые запроектировали в то время на острове, стала № 912 рядом с бухтой Филипповского. Изначально её хотели возвести подобной в своей конструкции батарее № 904 и расположить на месте старой батареи № 357 на склоне горы Воевода. Для этого часть оснований старой батареи была подорвана и на их месте были вырыты котлованы под бетонные блоки. Но строительство этой батареи затянулось, в результате её позицию сдвинули ниже и ближе к берегу на место другой крепостной батареи, носившей в дореволюционный период № 26. Командный пункт возвели на мысе Таран. В новую систему вошла и та самая 120 мм батарея у мыса Створный, она получила № 913.

Все батареи среднего калибра, построенные и строившиеся по состоянию на апрель 1932 года входили в состав 9-й артиллерийской бригады. Она вместе с 5-м железнодорожным артдивизионом входит в состав Береговой обороны Дальнего Востока вновь сформированных Морских сил Дальнего Востока. В 1935 году они и становятся Тихоокеанским флотом.

Это была первая волна в оборонительном строительстве уже новой системы. Большая часть новых батарей к апрелю 1932 года уже стояла или на бетонных долговременных основаниях, или на временных деревянных на период строительства. В том же апреле было разработано техзадание на строительство батарей крупного калибра под новые 180 мм пушки. Также была выбрана позиция для 305 мм башенной батареи. Работы на них начали уже осенью 1932 года. 180 мм батарей в черте города строили три. Одну, получившую номер 901, на острове Попова. На Русском возвели две: 982-ю у бывшего 10-го форта крепости (который частично перестроили под командный пост этой батареи) и 902-ю у бухты Ахлёстышева неподалёку от 12-го форта. Ну а 305 мм батарею знают практически все жители города, так как она сохранилась до наших дней и была превращена в музей. Это та самая 981-я батарея им. Ворошилова или просто — Ворошиловская батарея. В тот же насыщенный год, точнее уже во второй его половине, возвели ещё одну батарею 120 мм пушек, но уже системы Канэ, на мысе Голдобина в массиве старой царской батареи.

Приморский оборонительный район

2

В 1932 году в составе Морских сил Дальнего Востока было принято решение создать пехотные долговременные оборонительные позиции. Так появился Приморский оборонительный район. В его состав вошли три укреплённых сектора: Барабашский, Сучанский и Шкотовский. При этом они прошли через череду переименований, переподчинений и переформирований. Со временем Барабашский укреплённый сектор был передан в подчинение ОКДВА (Особой Краснознамённой Дальневосточной армии), а вот Сучанский и Шкотовский остались в подчинении флота. При этом Сучанский сектор в 1933 году был переформирован в укрепрайон залива Америка, а в 1934-м, опять сменив название, стал Сучанским укрепрайоном. В 1940 году он превратился Сучанский сектор береговой обороны. Да, период создания всей масштабной новой оборонительной системы с её подчинениями, переподчинениями и переименованиями может запутать кого угодно, но такое было время. А мы возвращаемся обратно к железу и бетону.

Первым укрепили Владивосток. Но было понимание, что противник может и не лезть в лоб на город и базу флота, а зайти, что называется, из-за угла, то есть занять территорию в стороне и, используя её как плацдарм, двинуть свои силы в сторону города. Зашедший со стороны острова Аскольд в 1933 году японский корабль навёл на мысли о том, что неплохо бы закрыть подходы и с того направления. Как результат, уже в 1933 году в бухте Врангель ввели в строй 152 мм батарею, получившую № 900. Тогда же утвердили техническое задание для строительства 180 мм батареи рядом с бухтой Находка. Получила она № 905. Недалеко от неё, у мыса Попова, решили расположить батарею №9 06 на ещё четыре 152 мм пушки. Эти две батареи вступили в строй уже в 1935 году. Если посмотреть список батарей Сучанского сектора по состоянию на август 1945 года — на момент, предшествующий окончанию Второй Мировой, то видно, что в составе сектора находились семнадцать береговых батарей калибром от 45 до 180 мм, которые вкупе с долговременными огневыми противодесантными точками создавали серьёзную силу. И всё это тянулось от бухты Тунгус до бухты Сяуху (сейчас Соколовка).

А вот ДОТы располагались не всегда только вдоль берега. Так, в состав Сучанского сектора БО помимо береговых ДОТов и ОРПК входили два БРО (батальонные рубежи обороны), которые перекрывали Золотую долину. Задачей их было не допустить выдвижение противника по долине вглубь от моря, если бы всё таки удалось высадить десант. Правый фланг этой большой позиции закрывал БРО «Екатериновка», ДОТы которого до сих пор стоят в одноимённом посёлке и его окрестностях. Левый фланг закрывал БРО «Унаши», чьи огневые точки находились в районе посёлка Золотая долина. Сооружения этого второго БРО сохранились до сих пор.

Возвращаясь именно к артбатареям, стоит заметить, что в составе Сучанского сектора были две 180 мм батареи. Упомянутая № 905, чьи орудия простояли на своей позиции до второй половины 90-х годов, когда с попустительства местных властей были разрезаны металлистами, и 110-я батарея. При её строительстве было принято весьма интересное инженерное решение, которое позволило спрятать работающий в дворике орудийный расчёт от осколков с помощью бетонного кольцевого навеса вокруг орудия, усилив защищённость. К сожалению, позиция батареи была уничтожена в 2008 году во время строительства нефтепорта «Козьмино». Также в береговой обороне использовались подвижные батареи, на вооружении которых стояли ставшие легендарными орудия МЛ-20 калибром 152 мм.

Ближе к Владивостоку со стороны Уссурийского залива расположился Шкотовский сектор береговой обороны. Он был одним из первых созданных УРов и начал свою жизнь в 1932 году. Его батареи тянулись от мыса Красный, что под Большим Камнем, где стояла 100-мм батарея № 28, до мыса Подосёнова, где стояли аж две батареи: долговременная 152 мм № 27 и полевая с 45 мм пушками № 100. Всего в состав сектора по состоянию на август 1945 года входило восемь батарей. И Шкотовский сектор стал одним из трёх, в состав которых входили башенные батареи. В середине 30-х годов на острове Аскольд возвели башенную береговую батарею крупного калибра для контроля подходов к Владивостоку со стороны Находки, откуда в 1904 году появилась эскадра адмирала Камимуры и обстреляла Владивосток, и откуда в 1931-м подходил японский военный корабль. Она получила № 26. Четыре её 180 мм орудия могли вести огонь на 37 км и совместно с другими крупнокалиберными батареями, стоявшими на островах Попова и Русском, а также 305 мм железнодорожной батареей № 8, имевшей позиции у посёлков Дунай и Подъяпольское, и 6-й железнодорожной батареей могла успешно закрыть подходы к Владивостоку со стороны Уссурийского залива. Помимо батареи на острове возвели и противодесантные огневые точки: бетонные для пулемётов и деревоземляные с бронемасками для 76 мм пушек. На соседнем острове Путятина у мыса Шулепникова возвели 100 мм батарею №944, но уже в военное время в 1942 году.

Само собой, помимо батарей в секторе возводили и противодесантные сооружения. Как и везде по побережью от Хасанского района до Камчатки, в бухтах можно увидеть различные огневые точки. Ещё один рубеж обороны, состоявший из системы ДОТов был возведён на линии от устья реки Суходол через посёлки Речица и Царёвка. Задача этого рубежа — остановить десант противника, если бы он смог высадится в бухте Суходол.

Владивостокский укреплённый район

3

Система, прикрывавшая непосредственно Владивосток на ближних подступах, в 1933 году получила название Владивостокского укреплённого района. Со временем эта система получила обозначение Островной сектор Береговой обороны, коим она и была до своего расформирования. Его батареи расположились в черте города, на островах Попова, Русском, Шкота, Скрыплёва и даже Рикорда, где стояла батарея 34 мм пушек. На август 1945 года в этот сектор БО входило тринадцать стационарных береговых батарей и двенадцать железнодорожных. Калибр варьировался от 45 до 356 мм. Всё побережье островов Русский, Попова, Шкота, а также на материке в городе, было закрыто огневыми точками. Строились они в несколько заходов. Первая волна пришлась на начало 30-х годов. Следующая – вторая половина этого десятилетия. Потом — накануне войны в 1940 году. И последняя волна – в 1941-м. При этом ДОТы 41-го года строились не из бетона, а каменнобутовые. Поэтому в практически любой бухте Русского острова можно найти огневую точку как предвоенного времени, так и установленные там уже в 70-е годы после Даманских событий. В сухопутной обороне одной из береговых батарей применили даже башню от танка Т-26, из которой было убрано штатное вооружение и установлен пулемёт.

Вот и получилось, что остров Русский опять стал своеобразным замком, закрывавшим вход в акваторию города. Особенностью новой системы береговой обороны стало то, что в неё были частично включены сооружения упразднённой крепости. Так, форт № 10, точнее его правый фланг, переоборудовали для нужд командного поста 180 мм батареи. Для этого его частично перестроили и соединили с огневой позицией, на которой стояли четыре орудия, подземным ходом длиной четыреста метров. К сожалению (а, может, и к счастью), сейчас доступ в эту потерну без специального снаряжения невозможен. Помимо этого форт переоборудовали в командный пункт Островного сектора «Таллин». Для этого фасад его казармы усилили бетонным тюфяком, соорудили новые входы. Или, например, крепостной противодесантный полукапонир № 454, построенный в царское время у мыса Игнатьева, приспособили в 30-е годы под снарядный погреб, возведённого там советского ОРПК № 764 (орудийный полукапонир). 12-й форт в военное время использовался для размещения дополнительного боезапаса для 981-й батареи. 9-й форт — под командный пункт 1-го отдельного артиллерийского дивизиона 9-й артбригады.

Не только на острове вспомнили про крепость. Часть сооружений форта № 2 на материке была переоборудована под флагманский береговой командный пункт «Скала». В помещениях форта Суворова расположился командный пункт Береговой обороны главной военно-морской базы Тихоокеанского флота (БО ГВМБ ТОФ) «Гранит», с которого шло командование всей оборонительной системой флота. Именно так была названа после очередного переименования в 1940 году система обороны Владивостока, созданная в 30-е годы.

Хасанские последствия

4

Хасанскому району в плане обороны досталась своя история. Эту территорию в случае начала войны было легко отрезать. Поэтому в начале 30-х даже и не задумывались о том, что там надо что-то укрепить. Исключением стал Барабашский УР, которым в итоге всё равно руководили сухопутники. Но 1938 год и бой у озера Хасан поменял планы. Было принято решение и этот район укрепить. Действовали по уже классической схеме - строили береговые батареи и плюсом к ним долговременные огневые точки как на берегу, так и в глубине. Большую часть ДОТов от границы с Кореей и до полуострова Гамова возвели в 1940-м. В том же году построили огневые точки на острове Фуругельма. Каменнобутовые ДОТы возводились на острове Большой Пелис. Кстати, на этих двух островах были поставлены теплопеленгаторные станции для обнаружения кораблей противника в условиях плохой видимости. Также на каждом из них возвели береговые батареи.

На Большом Пелисе ввели в строй 130 мм батарею № 62 и 45 мм батарею № 351. На Фуругельма это были батареи № 250 и № 282 со 130 и 45 мм артиллерией соответственно. Даже имелись мысли о строительстве специальных веток для возможности выхода и маневрирования в тот район батарей 5-го железнодорожного дивизиона. Незадолго до войны, в июне 1941 года, на месте, выбранном ещё в 1940-м на полуострове Гамова, началось строительство ещё одной башенной 180 мм батареи, получившей № 220. В силу военного времени батарею строили быстро и ввели в строй в 1942 году. При этом работы по достройке продолжались и после войны. Там же, в районе полуострова, был возведён сухопутный рубеж обороны от бухты Троицы до мыса Льва, который закрывал выход противнику на полуостров к одной из мощнейших батарей береговой обороны. Тем более, на полуострове она была не одна. У мыса Щульца была возведена батарея № 254 для 100 мм пушек. На её же позиции в войну базировалась и 45 мм батарея № 356. Ещё одна такая же батарея в военное время расположилась у мыса Бабкина через бухту от гамовского маяка, рядом с прожекторной позицией башенной батареи. Она получила № 266.

Итого на полуострове имелось аж четыре береговых батареи разного калибра. Всего же в районе по состоянию на 1945 год стояли 23 батареи. Так же Хасанский сектор береговой обороны интересен тем, что у него было самое большое насыщение 45 мм противокатерными батареями, которых из общего количества батарей сектора было шестнадцать штук.

Артёмовский сектор береговой обороны

5

Вот и получилось, что подходы с моря к городу и базе флота были закрыты. Но возник вопрос о прикрытии Владивостока со стороны материка. Первые идеи родились ещё в середине 30-х годов. Они принимали разную форму, строились планы, вычерчивались позиции огневых точек и их секторов ведения огня. Всё это привело к созданию в начале 40-х годов Артёмовского сектора береговой обороны. В его систему, как и везде, вошло множество огневых точек, строившихся на подступах к Артёму и в самом городе. До сих пор некоторые ДОТы расположены в зоне застройки. Один из них находится у дома № 79 по улице Кирова, а другой — рядом с ним, на территории школы-интерната. И это только два примера.

В составе сектора были и артиллерийские батареи. До 1943 года все они стояли на временных деревянных основаниях. Потом шесть из них перестроили уже в бетонном варианте. При этом батарея № 875, которая сейчас находится на территории игорной зоны, стала последней нашей батареей, на которой установили 152 мм пушки Канэ. Ещё одна отличительная черта артёмовских батарей – они были двухорудийного состава. Конечно, сейчас на них стоит по четыре дворика, но по два дополнительных появились уже в 70-е годы во время уже другой системы обороны – ВЛОР. Батареи сектора располагались своеобразным веером, направленным в сторону материка.

Идея о том, что прикрытие Владивостока со сторону суши стоит вынести в начало полуострова в район, где и появился город Артём, высказывали ещё царские военные. Но тогда эта идея была отклонена. В августе 1945 года Артёмовский сектор имел десять стационарных батарей как в долговременном, так и в облегчённом варианте. Командный пост сектора разместили на склоне горы Синяя сопка.

Владивостокская (не)крепость

6


Как видно, результатом оборонительного строительства, развернувшегося в 30-е годы, стало создание новой, большей чем Владивостокская крепость, системы обороны. Это была уже другая концепция обороны с оглядкой на новые тактики и условия ведения войны и на новое вооружение у противника. Сооружения крепости использовались, но частично и далеко не как передовые. Исключение составляли только те батареи, которые настолько удачно были расположены, что и в советское время им нашлось применение уже с новым вооружением. Но большая часть этой системы постепенно утратила актуальность после войны и была расформирована.

Но часть береговых батарей сохранялась на боевой службе вплоть до 90-х годов. Так, все три башенные батареи в последний раз провели учебные стрельбы осенью 1991-го. Орудия 982-й и 905-й батареи сохранялись долгое время. Если на Русском пушки всё ещё стоят, хоть и частично разрезанные, то под Находкой они были уничтожены. Одна пушка с 904-й батареи со Шкота стоит теперь в качестве памятника в посёлке Экипажный, так как не модернизированные пушки Канэ на острове в советское время были только на этой батарее.

К сожалению, не слишком обременённые совестью горожане разграбили памятник на металл. Были украдены цепи и снаряды-болванки. В качестве музея сохранилась Ворошиловская батарея. На Аскольде башни ещё сохраняются в целом виде, а вот на Гамова первая башня была уничтожена под видом обеспечения безопасности отдыхающих. Ещё одна батарея сохранилась на острове Фуругельма. По воспоминаниям артиллеристов, служивших там в войну, в 1945 году орудия батареи вели огонь на приделе дальности по японским позициям. Так же повоевать удалось 130 мм железнодорожным батареям, которые дошли аж до Порт-Артура и были переданы китайцам.

Сейчас от той огромной системы обороны сохранилось множество бетонных сооружений, часть артиллерийских установок. Но, к сожалению, если крепость на слуху и про неё знают, то эта масштабная страница обороны флота и города не особо известна жителям и гостям города. Помимо этого у местных властьимущих есть неприятная черта – подчас они не знают собственную историю, и в состав крепости «включают» и Ворошиловскую батарею, и Гамовскую, и 982-ю.

Благодаря энтузиастам, тратящим время на работу в архивах, полевую деятельность и издание книг, страницы обороны Владивостока с каждым годом всё больше открываются для тех, кто хочет узнать про все те бетонные сооружения, которые попадаются не просто в лесах вокруг городов Приморья, но и в самих городах, дворах, на пляжах.

Вообще вся система обороны флота тянулась намного дальше, чем то, о чём мы рассказали. Начинаясь у границы с Кореей, она продолжается до Камчатки и Чукотки. Но это уже совсем другая, долгая, но интересная история о том, как всё создавалось и какие инженерные и технические решения применялись тогда. А следом за расформированием этой системы в 60-е годы в окрестностях Владивостока был создан ВЛОР.

И в финале напомним, что в советское время Владивосток защищали десятки артиллерийских орудий калибром от 45 до 356 мм. Сотни огневых точек выросли на подступах к главной базе флота. Тысячи и тысячи людей несли службу в этой системе, понимая, что им придётся принять на себя удар и вести бой.


Tags: Военное, Историческое, Приморское
Subscribe

Posts from This Journal “Приморское” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments