Гора Лысый Дед не самая посещаемая туристами вершина Приморья — по причине труднодоступности. Добраться до подножья, не имея собственного автотранспорта, довольно сложно Но, тем не менее, самый восточный "тысячник" Ливадийского хребта хранит на своих склонах немало историй. Как известно, в 50-х годах прошлого века на склонах горы разбились три военных самолета. Их остатки до сих пор лежат на местах крушений. Впрочем, обо всем — по порядку.
Без машины путь к подножью Лысого Деда можно смело считать еще одним путешествием. Для начала — на автобусе, следующем в Находку, необходимо доехать до деревни Царевка. Время в пути 2,5 часа. От Царевки до близлежащего к подножью села Моленный Мыс предстоит пройти еще 16 км по грунтовке. Инфраструктура там не развита совсем, поэтому на автобус рассчитывать не приходится.
Вид с вершины
Кстати, село Моленный Мыс — это населенный пункт с интересной историей. Деревня была основана в 1900 году 17-ю семьями переселенцев из Кореи, которые зарабатывали тем, что сдавали свои земли китайцам и своим землякам для проведения полевых работ. Через 9 лет после основания села в нем построили церковь, при которой основалась церковно-приходская школа. В 50-е года рядом с селом был военный аэродром, а в самой деревне военный совхоз. В 70-х годах аэродром закрыли и деревня начала чахнуть. Больше не было электричества, которым снабжали военные, совсем разбилась дорога. Люди начали уезжать. Но самые стойкие живут в селе и по сей день. Эти люди любят свой дом и отлично приспособились к внешним условиям. Практически в каждом из 16 домов есть свой генератор, топят печь. Живут со своего огорода, занимаются пчеловодством. А дорога... к дороге все уже привыкли.
Село Моленный Мыс
На автомобиле можно проехать сразу к селу Моленный Мыс. Машину лучше оставить в деревне и к подножью отправиться пешком. Сразу за деревней располагается большая лесная поляна. Это и есть подножье.
Четко выверенной тропы на вершину Лысого Деда нет. Подъем тянется через хвойный лес. Ели, сосны и даже легендарные тисовые деревья разрастаются по хребту. Летом на лесных полянах полно жимолости и бадана.
В чаще тайги можно увидеть "сердце леса" — женьшень. За ним на эту, ныне мало посещаемую человеком гору, испокон веков наведывались корневщики. Сбор женьшеня всегда был ответственным ритуалом. В лес за чудодейственным растением ходили без оружия, добытые корни складывали в конверты из кедровой коры и спешили вниз. Сейчас, хоть туристический поток и невелик, на горе все равно есть тропинки и искусственные поляны, а раньше охотники за женьшенем продирались сквозь таежный лес самостоятельно.
Лианы лимонника и актинидии переплетаются с кустистыми деревьями и преграждают путь. Каждая группа туристов протаптывает свою тропу. Подъем начинает казаться утомительным и скучным. Но ближе к середине хребет украшают каменные березы и заросли родендрона, который в мае превращается в цветущие розовые облака.
Повсюду растут огромные папоротники. Огромные камни, которые встречаются все чаще, покрыты влажным, темно-зеленым мхом. В лесу много ручьев, вода в которых пригодна для питья. В некоторых ключах даже водится форель.
Памятники горы
В предгорьях Ливадийского хребта внимательный турист может увидеть останки советского торпедоносца ТУ-14Т. Это невольный памятник горы с самой печальной историей. Самолет был сбит своими же истребителями по ошибке 3 декабря 1954 года. Его перепутали с американским разведчиком. Долгое время ТУ-14Т считался упавшим в море, поэтому экипаж никто не искал. Долгое время поверженный торпедоносец был в забвении. Только в 2008 году его нашла команда поиска пропавших самолетов. На гору была организованна экспедиция из пяти человек. Останки пилота, лейтенанта Валерия Мужжавлева, штурман-лейтенанта Юрия Макричука и воздушного стрелка-радиста, матроса Евгения Василюка с почестями захоронили, а фрагменты торпедоносца напоминают о страшной трагедии на горе и в наши дни.
С южной стороны хребта, ближе к вершине, лежат части второго самолета торпедоносца ИЛ-28Т. Он разбился о гору в 1955 году, предположительно из-за условий плохой видимости. Самолет был найден не сразу, какое-то время он считался пропавшим без вести. Позже его обломки нашли туристы. Эти обломки находит практически каждый путешественник, решивший покорить вершину Лысого Деда. Они являются ориентиром близости к цели. От упавшего ИЛ-28Т до вершины останется менее полукилометра. Подъем из лесистого превращается в каменистый. Растительности становится все меньше, а с каждым шагом взгляду открываются новые виды.
С северной стороны склона с 1957 года находятся обломки реактивного истребителя МИГ-17Ф. У самолета отказал двигатель и он обрушился на склон. Летчик успел катапультироваться и остался жив. Многие части авиационной техники повредились не значительно. МИГ-17Ф можно считать памятником горы с самой светлой историей.
Вершина
Вершина Лысого Деда представляет собою каменный гребень, поросший можжевельником. Там же располагается тригопункт. Рядом, в пластиковом бидоне, лежит тетрадка, в которой отписываются туристы, покорившие гору. Всюду стоят памятные таблички, принесенные на вершину неравнодушными путешественниками. В основном это мемориальные доски победы и памятники погибшим летчикам.
С вершины можно увидеть Фокинское водохранилище, морское побережье, хребты Пидана и Фалазы и Большого Воробья, Шкотовское плато и большую безымянную гору с южной стороны.