aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Categories:

160 лет назад родился величайший мастер русского пейзажа Исаак Ильич Левитан

0



Исаак Ильич Левитан, известный художник, выдающийся мастер «пейзажа настроения», родился (18) 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. Он стал четвертым ребенком в образованной, но обедневшей еврейской семье. Талантливый человек и исключительная личность. Уязвимый, чувствительный к критике и склонный болезненно реагировать на нее. Безмерно уважая людей, он переживал, когда не получал должной реакции в ответ. И как следствие – разочарование в людях, в дружбе и одиночество. И болезни. Неслучайно, что за годы жизни не сложилась семья, не родились дети. Весь свой талант, любовь, высокие чувства выплеснулись на холсты, где величественные пейзажи передали настроения художника и его чаянья. Давайте вспомним самые знаменитые картины Левитана!





1


Картина Над вечным покоем написана в 1894 году. При первом взгляде на полотно начинает захватывать дух от огромного пространства, изображенного на ней. А на переднем плане – заброшенное кладбище и храм, за которым, собственно, и располагается погост. Серого цвета на холсте много. По ощущениям именно он создает тоскливое настроение, тоску, скорбь и печаль. Безнадежно трагический колорит. Небо солидарно с землей, оно как бы возмущается о незаслуженно забытых людях. Такое впечатление, что художник «кричит» от боли за этот «вечный покой». За забвение. По воспоминаниям современников, художник, работая над полотном, слушал музыку Бетховена, что, безусловно, усилило драматический настрой картины. Совсем неприметен купол церковки с крестом. Он как духовный маяк, дает направление душам как живым, так и покинувших эту землю.

2


Весна. Большая вода. Картина написана в 1897 году. Произошло уже массовое таяние снегов. Зритель видит разлив реки, когда береговая территория размылась, и под воду начали уходить деревья, деревянные постройки. Наверно, это первое буйство в природе. Ведь в противном случае человек успел бы спасти жилища. Но ощущения катастрофы нет. Весна идет! Весне дорогу! Уйдет вода из заливных лугов, удобрит почву. И жизнь вспыхнет с новой, неизбежной силой. Контрастное сочетание разных оттенков голубого передает ощущение безбрежности, дивной глубины неба. Сквозь прозрачность воздуха льются солнечные потоки, согревающие землю.

3


Пейзаж Золотая осень написан в 1889 году. На картине зритель видит местечко Плес. Приволжье. Красивейшие места, запечатленные мастером в пору осени. Возможно, были уже первые утренники, которые экстренно заставили деревья переодеться в золоченые одежды. Поля еще не убраны, люди не торопятся убирать урожай в надежде, что в последние дни успеют пополнить закрома. Но зима близко. Багряно–желтая листва предупреждает, что один сильный порыв ветра, и на смену буйству красок осени лягут снежные покрывала зимы. Как и в жизни. Цикличность периодов необходима для того, чтобы заставить человека переосмыслить прожитое и сделать выводы на будущее.

4



Зритель смог увидеть картину После дождя в 1889 году. На холсте – Волга. Широкая, щедрая. На заднем плане городок, достаточно состоятельный. В нем высятся купола храма, двухэтажные высотки. Ближе к реке рядком Сложены бревна для сплава. Ощущение прерванной бойкой работы на небольшой пристани. Плохо в сильный дождь было тем, кто находился на идущем по реке пароходе. Дождь хоть и прошел, но погода еще стоит моросящая. Капельки воды звенят в воздухе. Хотя свет уж и прорывается через плотно сомкнутые облака.

5



Картина Вечерний звон написана в 1892 году. На холсте изображены два берега. Берег ближний – сумрачный, темный. Через гладь реки другой берег – яркий везде, куда зритель кинет взгляд. Как будто маленький кусочек земли освящен светом, исходящим от храма, сочной зелени, нежных розово-фиолетовых облаков. По центру реки движется лодка, наполненная людьми. Как только небольшое суденышко подойдет к берегу – они ступят на широкую дорогу, ведущую к храму. Не прост этот путь. От узкой дорожки сугубо материальных ценностей смельчаки пустились в путь по реке к свету духовного перерождения. Полное ощущение, что зритель слышит, как льется нежный колокольный перезвон со звонниц храмов.

6



Тихая обитель – год написания – 1890. Река Волга и приволжская обитель. Мирная размеренная жизнь христианских храмов на другом берегу. Никто и ничто не нарушает их покой. Легкая рябь речной глади, в которой отражаются маковки церквей. Пришедший к Богу человек умиротворен и спокоен.

7



Известная картина Березовая роща написана в 1889 году. Для завершения данной работы потребовалось четыре года. Перед зрителем «хоровод» березок. Белоствольных красавиц. Стройных, с тонкими длинными ветвями, раскидистой кроной. Одетые в клейкую листву зеленого насыщенного и выразительного цвета. Окруженные нежным ветерком оттенков зеленого от светлого до очень темного. Игра света и тени.


8


Последняя его большая, но неоконченная картина называется «Озеро. Русь»: широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем, на дальнем берегу – поля, деревушки, купола церквей, весь пейзаж словно пронизан солнцем, ветром и ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал уже умирающий художник.



9
Золотой плёс


12
Папоротник в лесу


13
Осень


14
Лесное озеро. 1890-е


15
Осенний пейзаж с церковью. 1890-е


Tags: Памятное, Талантливое
Subscribe

Posts from This Journal “Талантливое” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments