aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Categories:

34 года назад погиб пассажирский лайнер "Адмирал Нахимов"

0



В этой трагедии, унёсшей жизни 423 человек, до сих пор больше вопросов, чем ответов. Но главными по-прежнему остаются два: что именно произошло поздним вечером 31 августа 1986 года в акватории Новороссийской бухты и почему гриф "Секретно" с некоторых материалов уголовного дела не снят до сих пор. Конспирологи и поныне гадают, что стало причиной катастрофы, повлёкшей гибель огромного количества людей: месть партийной номенклатуры генералу КГБ, аномальное свечение или корабль-призрак.





Советский круизный пароход «Адмирал Нахимов» был спущен на воду в марте 1925 года в немецком Лоббендорфе, получив название «Берлин». В первые годы своего существования «Берлин» совершал рейсы из Германии в Нью-Йорк. К концу 1930-х годов трансатлантические рейсы стали невыгодными, и судно перевели на круизы по Средиземному морю.


11
«Берлин», 1920-е годы



С началом Второй мировой войны «Берлин» был переоборудован в госпитальное судно и в таком качестве использовался вплоть до 1945 года. В январе 1945 года он подорвался на мине близ порта Свинемюнде и затонул на небольшой глубине. В 1947 году судно было поднято советскими водолазами и отправлено на частичный ремонт в доки Кронштадтского порта.

Ставший трофеем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», после чего отправился на Родину, в Германию. В ГДР пароход подвегся капитальному ремонту и в 1957 году вошёл в состав Черноморского морского пароходства.

Круизный лайнер "Адмирал Нахимов" недаром называли "русским Титаником" — корабль водоизмещением больше 23 тыс. тонн и длиной более 174 метров был способен вместить до 1726 человек. В момент катастрофы на борту находилось "всего лишь" 897 пассажиров и 364 моряка.





10

1

2


Пароход "Адмирал Нахимов" был для советских граждан символом красивой жизни: роскошные интерьеры, просторные каюты, уютные рестораны и бары, вышколенная команда


3

4



В конце августа 1986 года "Адмирал Нахимов" совершал круиз по маршруту Одесса – Батуми – Одесса с заходом в Ялту, Новороссийск и Сочи. В Новороссийск теплоход прибыл 31 августа, а после экскурсий и возвращения пассажиров на борт вышел из порта в 22:10, чтобы взять курс на Сочи.



5

12



Молодёжь танцевала в диско-зале, пассажиры наслаждались напитками в баре, кто-то смотрел кино. Многие устали за день и отправились в каюты спать. По акватории Цемесской бухты судно вели с берега по данным радиолокаторов. Через двадцать минут на "Нахимов" сообщили, что возле мыса Дооб теплоходу нужно будет разминуться с сухогрузом "Пётр Васёв", шедшим со стороны Босфора. Вопреки правилам, предписывающим пропускать суда, идущие справа, берег сообщил о договорённости с сухогрузом — он пропустит лайнер с пассажирами.

Когда "Адмирал Нахимов" лёг на курс, капитан Вадим Марков передал управление второму помощнику Александру Чудновскому и ушёл ужинать. Кроме Чудновского на мостике оставались рулевой и вперёдсмотрящий. В 23:00 рулевой взял пеленг сухогруза и доложил, что суда опасно сближаются. В это время то же самое проделал помощник капитана сухогруза "Пётр Васёв" Виктора Ткаченко.

Между судами состоялся сеанс связи, на котором Ткаченко заверил, что пропустит лайнер. Приборы сухогруза показывали "красивое" расхождение судов на расстоянии в 100–180 метров. После сеанса сухогруз сбавил ход, а в 23:07 капитан приказал стопорить двигатели. Тяжёлое судно продолжало двигаться вперёд по инерции.

В это время Чудновский увидел, что сухогруз идёт наперерез. Он постарался избежать столкновения, взяв левее, но сухогруз продолжал приближаться. В 23:09 с "Нахимова" по радиосвязи раздался крик: "Пётр Васёв", что вы делаете? Немедленно работать назад!"


6

13


Но было поздно: сухогруз протаранил "Нахимов", врезавшись в него под углом в 110°. Выступающей подводной частью корабля — бульбом — он пропорол "Нахимову" обшивку, проделав ниже ватерлинии пробоину площадью в 84 кв. метра. Вода хлынула сразу в несколько отсеков — машинное отделение, трюм, — оказались повреждены ёмкости с мазутом и дизтопливом. Нефтепродукты стали поступать за борт.

На теплоходе началась паника. Через двадцать секунд после столкновения ушли под воду энергоустановки корабля; лайнер погрузился во тьму. Первоначальный план капитана Маркова, вернувшегося на мостик, увести теплоход на мель не увенчался успехом. "Нахимов", заваливаясь на правый борт и не слушаясь руля, прошёл по инерции 900 метров и затонул через восемь минут после столкновения. Тревогу по радио объявить не успели.

В 23:14 механик Белан сумел домчаться до палубы "А" и запустил запасной генератор, но лишь на 20 секунд. Вместо того чтобы в эти секунды объявить тревогу, Марков послал матросов вниз — определить масштаб повреждений. В 23:16 крен на правый борт достиг 45°. Спускать шлюпки стало невозможно. Но команда из практикантов Одесской мореходки сумела сбросить в воду 32 спасательных плота. В последний миг Марков послал на "Васёв" просьбу спустить на воду все имеющиеся плавсредства.

Во тьме одни пассажиры прыгали в воду, другие карабкались на левый борт и скатывались по внешней обшивке судна в растекавшееся пятно мазута. Третьи бросились в каюты, где спали запертые дети. Навстречу им по перевёрнутым коридорам рвались обезумевшие от страха пассажиры нижних палуб. На лестницах образовывались заторы. По палубам катались, травмируя людей, скамейки и бочки с краской.

Стюарты, сами напуганные, пытались помочь людям. Татьяна Фёдорова до последнего раздавала пассажирам спасжилеты и помогала их надевать. 28-летняя Вера Федорчук с ключами побежала вниз — открывать каюты с детьми. Ей было не суждено спастись.

Капитан Марков оставался в рубке до конца, пока его не вынесло за борт. Чудновский, словно приняв ответственность за произошедшее, после столкновения заперся в каюте и погиб. В 23:20 "Нахимов" с креном 60° ушёл под воду.

О трагедии в порт сообщили с проходившего мимо катера. Ещё через три минуты об аварии "с неизвестным теплоходом без опознавательных знаков" сообщил Ткаченко. В 23:25 капитан Новороссийского порта Попов отдал приказ всем судам идти к месту катастрофы. Что испытали в минуты ожидания оказавшиеся в воде люди, нельзя даже представить. Мазут сковывал движения, ослеплял. Люди захлёбывались топливом — поднялось волнение, начался ветер. Спасательные плоты вместили только 500 человек.

В 23:45 к месту трагедии подошёл катер ЛК-90. Ещё через 15 минут подошли портовые буксиры, за ними подтянулся малотоннажный флот, суда на подводных крыльях, рейдовые катера, теплоходы. За четыре часа удалось спасти 755 человек и поднять из воды 16 тел. Пассажиров отогревали, отмывали и доставляли в порт, где их уже ждали машины скорой помощи. Пострадавших размещали в больницах и гостиницах. С рассветом на поиск выживших вылетели вертолёты. Последнего живого пассажира извлекли из воды через 15 часов после катастрофы.

Виновник трагедии "Васёв" поднял на борт всего 37 человек. Капитан побоялся спускать шлюпку из-за волн, и команда кидала в темноту обезумевшим от страха людям канаты и спасательные круги. Они были скользкими от мазута, и на борт смогли взобраться лишь самые ловкие и сильные.


14

15

16

17

18

Спецкомиссия, которую возглавил член ЦК КПСС Гейдар Алиев, поделила вину между капитанами. Несмотря на то что родственники погибших надеялись на расстрел, суд приговорил Маркова и Ткаченко к 15 годам заключения и к штрафам — по 40 тыс. рублей с каждого.

7
Бывшие капитаны В.Марков (справа) и В.Ткаченко

9



Действительно, большая часть вины лежала на Ткаченко. Он положился на показания японской системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП) и не принимал во внимание то, что видно простым глазом. А не заметить светящийся теплоход было невозможно. Подвела капитана и любовь к расхождению с другими судами на минимальном расстоянии. Нашли ошибки и со стороны Маркова. САРП была примитивна и медлительна — на получение данных уходило 30 секунд, на их проверку — три минуты. В ситуации, когда всё решали мгновения, она была бессильна. Но никто так и не услышал ответа на вопрос: почему фактическое положение "Нахимова" отличалось от того, что показывала САРП?


8
САРП сухогруза "Пётр Васёв"

Следователи выяснили, что "Нахимов" был уже два месяца как... списан! Акт об этом был подписан руководством Черноморского пароходства ещё 8 июля 1986 года. Лайнеру было уже 60 лет, он был построен в 1925 году, а в 1945 году даже побывал на дне, подорвавшись на мине.

Выпускать списанное судно в круиз права никто не имел. За это несколько чиновников были исключены из партии, а министра морского флота СССР Тимофея Гуженко отправили в отставку "по состоянию здоровья". И всё? И всё.

Гибель большого количества людей и странное стечение обстоятельств породили разные версии причин катастрофы. Первая из них касалась присутствия на "Нахимове" начальника Управления КГБ по Одесской области генерал-майора Алексея Крикунова, который погиб вместе с членами семьи. Водолазы нашли тело генерала под мостиком — офицер всё ещё сжимал в руках тело внука.

Смерть генерала связывали с его расследованием вывоза из Новороссийска военной техники и с местью продажной партийной номенклатуры. Вторая версия касалась "глюков" системы САРП. Капитан Ткаченко утверждал, что перед столкновением видел на радаре третий корабль, который остался не идентифицированным.

Позже исследователь из Политехнического института Краснодара Владимир Чуев указывал, что помехи в работе электроники могла вызвать магнитная буря. Во время неё с экранов САРП могли исчезать истинные цели и появляться ложные. Возможно, Ткаченко принял за "Адмирала Нахимова" судно-призрак. Любопытно, что всплеск электромагнитного излучения обсерватория в Крыму отмечала аж с 17 августа, но вплоть до 1 сентября её не отмечали обсерватории других стран.

Из-за этого специалист по безопасности полётов Алексей Синяков выдвинул гипотезу о том, что в катастрофе виноват геофизический резонанс. Как раз 31 августа в атмосфере над Чёрным морем было зафиксировано аномальное свечение, а через два часа после гибели "Нахимова" в западной части моря случилось землетрясение.

Самые смелые версии говорят о том, что либо в Чёрном море кто-то испытал целенаправленное воздействие электромагнитного оружия, либо кто-то специально запутал систему САРП, чтобы она давала ложные показания. До катастрофы "ложные" цели видели на других теплоходах, четыре раза это едва не привело к столкновениям. Трагедии удавалось избежать чудом, но 31 августа чуда не случилось.

Капитаны Марков и Ткаченко вышли из мест заключения по амнистии через шесть лет.

Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко, взяв фамилию жены — Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль, надеясь, что там история гибели «Адмирала Нахимова» перестанет мешать ему жить, но от судьбы не ушёл. В 2003 году яхта, которой управлял Виктор Тальор, потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда. Обломки яхты и останки людей нашли на побережье Канады.

Капитан Марков остался в Одессе, работал наставником, умер в 2007 году от рака.

На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, вблизи маяка, в 1987 году был сооружен памятный знак в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов». В него вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии. На чугунной стеле надпись: «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года». На литых траурных плитах — фамилии погибших пассажиров и членов экипажа.

Говорят, в ясный день "Адмирала Нахимова" можно разглядеть сквозь толщу воды. Он лежит на глубине в 47 метров всего в 3,5 км от берега. Под металлической обшивкой корабля до сих пор покоятся тела 64 человек. В списке погибших они значатся пропавшими без вести. Никто из выживших и из родственников погибших не получил никаких компенсаций.



[Источники:]https://life.ru/p/1336069
https://aif.ru/society/history/kruiz_smerti_krushenie_admirala_nahimova_stalo_sovetskim_titanikom
https://topwar.ru/100010-tayna-gibeli-admirala-nahimova.html
https://fishki.net/2691007-boly-katastrofy-admirala-nahimova-istorija-odnogo-fotoreportazha.html/gallery-5846524/



Tags: Катастрофическое, Памятное
Subscribe

Posts from This Journal “Катастрофическое” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments