
В то время как Католическая церковь в Средневековье объявила кошек исчадьем ада, приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и призвала массово истреблять их, сжигая на кострах, население православной Руси сразу прониклось к «коткам» (именно так в старину называли кошек), а священнослужители взяли их под свою защиту.
Главной причиной такого покровительства было то, что пушистые зверьки охраняли от мышей и крыс съестные запасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в православные церкви. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для входа кошек.
Со временем кошки стали хозяйками в крестьянских избах, на рынках и любимым персонажем народного фольклора.

Иван Билибин. Пир у царя Салтана. 1904.

Борис Кустодиев. Московский трактир. 1916.

К. Маковский. Разговоры по хозяйству.

Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865. Государственный Русский музей.

К. Маковский. Утренний чай.1891.

Павел Федотов. Сватовство майора. 1848–1849. Государственная Третьяковская галерея

Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848 .

Николай Бодаревский. Любимчик. 1905. Частное собрание.

Горохов Иван Лаврентьевич (1863-1934). В крестьянской избе.

Кирилл Лемох, Утро в швейцарской, 1874г.