aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Categories:

Как создавали и как потом спасали главный символ Владивостока - памятник Борцам за власть Советов

10



Памятник Борцам за власть Советов, стоящий в самом центре Владивостока, вполне можно назвать не только самым известным, но и одним из наиболее загадочных символов столицы Дальнего Востока. Растиражированный сотнями тысяч открыток, книг, фотоальбомов, миллионами фотографий туристов, Знаменосец уже почти 60 лет высится над беспокойной людской массой. Хотя ближайшая "дата" — 60-летие этого удивительного памятника — будет отмечаться в конце апреля 2021-го, бронзовый исполин после предложения нарядить его в Деда Мороза сегодня вновь "на слуху". Мало кто из ежедневно проходящих мимо него горожан сумеет с ходу ответить на вопросы — когда поставлен памятник, как зовут скульптора, в честь какого события появилась эта уникальная скульптурная группа на главной площади города. Для жителей Владивостока бронзовый исполин со своей "свитой" давно уже стал таким же привычным элементом пейзажа, как и появившийся полвека спустя Золотой Мост.






Самое злачное место Владивостока

Первоначально в районе нынешней центральной площади Владивостока находился китайский рынок, который чаще называли "манзовским базаром" (отсюда и первое название Океанского проспекта — Китайская улица) и небольшой городской парк, позже получивший имя "Шахтерский садик" (там была установлена скульптура шахтера из "дождеупорной глины"). Хотя парк был разбит еще до революции, при участии первого городского головы и купца Якова Семенова.

В 1938 году примерно там, где сейчас находится стела "Город Воинской Славы", выстроили цирк-шапито. Начиная с середины 50-х годов скверик, образовавшийся под боком развлекательного заведения, получил в городе неофициальное прозвание "Фиалки". Это было едва ли не самое известное во Владивостоке злачное место: здесь отдыхали маргиналы со всего города и моряки с приходящих в порт пароходов. Так вот и жили — вспоминает известный писатель, певец старого Владивостока, Дмитрий Александрович Старцев: с одной стороны — шумные "Фиалки", где кипит и бьёт ключом жизнь, с другой — тихий и скучноватый "Шахтерский садик", где отдыхают пенсионеры с собачками и мамы с колясками. Разделяла эти два мира дорога, идущая прямо в порт.

Площади, как таковой, ещё не было: Океанский проспект заканчивался замощенной булыжником улицей Ленинской, круто обрывавшейся со стороны моря. В 1965 году, уже после появления Знаменосца, это место облагородили — с фронтальной стороны памятника построили спортивный манеж (сейчас в нем торговый центр). На территории между памятником и манежем на глубину до 20 м были забиты сваи, затем всё засыпали грунтом, уложили бетонные плиты перекрытия, а поверх настелили асфальт. Так в центре Владивостока появилось общественное пространство, получившее название "Площадь Борцов за власть Советов на Дальнем Востоке".


12

Это вам не красноармеец

Идея вооружения памятника, посвященного освобождению советского Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев была выдвинута Приморским бюро секции ветеранов революции и гражданской войны на Дальнем Востоке еще в 1947 году, в ходе мероприятий, посвященных 25-летию завершения Гражданской войны на Дальнем Востоке (напомним, что здесь та "единственная гражданская" закончилась на два года позже, чем в остальной России). В 1948-м было принято совместное постановление ЦК ВКП(б) и Совета министров СССР о сооружении таких монументов в Хабаровске и Владивостоке. В 1948 году Владивосток впервые посетил скульптор А.И. Тенета и сформировал авторский коллектив, в который также вошли архитекторы А.А. Усачев и Т.Л. Шульгина.

Алексей Ильич Тенета, родившийся в 1899 году под Варшавой в Царстве Польском Российской империи широко известен как скульптор классического стиля, его работы можно увидеть по всему бывшему СССР. Тем не менее, именно владивостокский памятник, сделанный им вместе со своим сыном, тоже скульптором, называют "лебединой песней" Алексея Тенеты. И не случайно — это, действительно, едва ли не самая известная работа скульптора. Более того — это один из самых крупных монументальных памятников советского времени, установленных на Дальнем Востоке России.

По имеющимся данным, первоначально Алексей Ильич предлагал поставить только Знаменосца. Но тогдашний руководитель края, первый секретарь Приморского крайкома Василий Ефимович Чернышов (в годы Великой Отечественной бывший одним из крупных руководителей партизанского движения в Белоруссии) попросил отразить в памятнике еще и партизанское движение Приморья. И Тенета сделал партизан. Так появилась идея — стоящие на главной площади города Знаменосец и два "костра" — скульптурные группы справа и слева. Одна из которых символизирует события 1917-го года, борьбу с самодержавием, вторая — отображает дальневосточных партизан, противостоявших интервентам и белогвардейцам. Сам же гордо высящийся в центре Знаменосец — строго говоря — вовсе не красноармеец, которым его привыкли считать. Несмотря на то, что он, волей скульптора, наряжен в будёновку и шинель "с разговорами", это боец Народно-Революционной Армии Дальневосточной республики (НРА ДВР), части которой победно вошли во Владивосток 25 октября 1922-го года.


13

Народно-революционная армия Дальневосточной республики (НРА ДВР) — вооружённые силы, созданные в марте 1920 года на базе частей Восточно-Сибирской советской армии. Главнокомандующий НРА назначался руководством РСФСР и всецело подчинялся директивам Революционного военного Совета РСФСР).

Место для постановки будущего памятника определили не сразу, оно менялось, как минимум, трижды: в разное время Владивостокский горисполком принял три решения под одним названием "О строительстве памятника героям гражданской войны в городе Владивостоке". В последнем решении место было определено окончательно — в районе перекрёстка улиц Ленинской и Китайской (ныне — Океанский проспект).



14

Согласно генеральному плану города, здесь предполагалось устроить центральную городскую площадь, и архитектор Татьяна Леонидовна Шульгина разработала проект планировки этой площади. Центр которой и должна была занять многофигурная композиция. А могло быть и по-другому, так как первоначально для памятника рассматривался участок на пересечении улиц Ленинская и Пушкинская. Затем выбирали место на берегу Амурского залива, на пересечении улиц Ленинская и Пограничная — Семёновский ковш. И только третий вариант размещения — в центре Владивостока, оказался самым лучшим. По сути, Океанский проспект сделался своего рода осевой линией, упирающейся в море "стрелой", наконечником которой стал треугольник, сформированный скульптурной группой. И на "острие удара" разместился бронзовый исполин — Знаменосец, словно бы ступивший на океанский берег, где и закончился поход освобождавшей Приморье от интервентов и белогвардейцев Народно-Революционной армии ДВР.

Из Мытищ во Владивосток

В ноябре 1957 года проект памятника был утвержден художественным советом при Совете Министров СССР, после чего началась отливка скульптур. Во Владивостоке изготовить подобный памятник в те годы было просто нереально — отсутствовали необходимые для такого масштабного заказа производственные мощности. Поэтому изготавливали скульптуры в подмосковных Мытищах, на экспериментальном заводе художественного литья им. Е.Ф. Белашовой. Затем части памятника отправляли в далёкий "город нашенский" по железной дороге: боковые скульптурные группы везли целиком, Знаменосца же, в силу значительных размеров не помещавшегося в "габарит" железнодорожного транспорта, разобрали на части — отдельно ноги, отдельно — туловище и голова, отдельно — знамя и древко с горном.

Во Владивостоке все части собрали на болтах, после чего заварили и зачеканили сварочные швы. Делалось все наспех, "к дате" (приближались первомайские праздники) и годы спустя огрехи ударного строительства чуть было не оставили Владивосток без его главной достопримечательности. Достаточно сказать, что снявшие с постамента гранитную облицовку реставраторы просто за голову схватились. Автор этих строк сам видел оставленную строителями прямо в бетоне деревянную опалубку. Более того, как рассказывал в 1999-м году глава компании "Альтаир", восстанавливавшей комплекс, Юрий Григорьевич Крыловец, пьедестал, судя по всему, "делал весь город" — настолько он неоднороден по своему составу. Похоже, когда заканчивался бетон, подрядчики не гнушались заливать привезенный со строек города обычный раствор…

Справка: Памятник Борцам за Власть Советов на Дальнем Востоке: Изготовлен в Подмосковье, на Мытищинском экспериментальном заводе художественного литья имени Е.Ф. Белашовой. Открыт 28 апреля 1961 года. Автор — скульптор Алексей Ильич Тенета. Авторы постамента и архитектурной привязки к площади —  Т.Л. Шульгина и А.А. Усачев. Материал — бронза. Высота постамента — 10,9 м. Высота центральной скульптуры Знаменосца — 9 м. Пьедестал выполнен из монолитного железобетона и облицован плитами темно-бордового гранита. Вес трёх скульптурных частей памятника — 30 тонн.

С пулемётом и гармошкой

Как и во многих других монументальных скульптурах, в памятнике Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке присутствует немало всевозможной символики. Начать хотя бы с того, что памятник выполнен в строгих классических традициях. В основе многофигурной композиции лежит треугольник, вершина которого увенчана знаменем.

Центральная часть представляет собой постамент, на котором установлена фигура бойца Народно-революционной армии ДВР с развевающимся знаменем в правой руке и сигнальным горном в левой. За спиной солдата — трехлинейная винтовка системы С.И. Мосина. Фигура повёрнута лицом к морю, символизируя окончание освободительного похода. На фасаде постамента высечено "Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. 1917—1922 гг.", на противоположной грани постамента — слова из известной дальневосточной песни "По долинам и по взгорьям": "Этих дней не смолкнет слава, не померкнет никогда! Партизанские отряды занимали города…".

По обеим сторонам центрального постамента расположены две многофигурные скульптурные группы. Правая (восточная) посвящена свержению самодержавия в 1917 году. Здесь присутствуют фигуры революционного балтийского матроса, солдата и рабочего-большевика приветственно поднявшего правую руку, с винтовкой и флажком на штыке. У их ног валяется деформированный двуглавый орёл, символизирующий самодержавие. Помимо орла, восточная часть памятника также украшена приданной одной из фигур гармошкой.

Левая (западная) группа, посвящена освобождению Владивостока партизанами от интервентов и белогвардейцев в 1922 году. Здесь изображён солдат, пришедший с фронта и вновь взявший в руки винтовку; молодой пулемётчик, положивший руку на щиток пулемёта, и рабочий, руководитель партизанского движения. В задней части каждой из двух скульптурных групп скульптор поместил фигуру женщины.



15

Кстати, наличие на памятнике символа повергнутой в прах царской власти в начале 90-х годов породило своеобразную "моду" — к распростертому у ног скульптур двуглавому орлу принялись возлагать цветы. Более того, уже во втором десятилетии XXI века некоторые "патриоты" даже требовали прекратить надругательство над государственной символикой и перенести —  если не весь памятник, то его восточную скульптурную группу. Или хотя бы стесать двуглавого орла...

По счастью, памятник Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке внесен в Федеральный реестр и охраняется государством. Согласно действующему законодательству снос или видоизменение объектов культурного наследия запрещены.

Сорок лет на одной ноге

К сожалению, время не щадит не только людей… К 1984 году стало очевидным: за без малого четверть века затекавшая в наскоро слепленный пьедестал вода окончательно разъела арматуру, державшую гранитные плитки, и они начали выпадать. Сыграли свою роль и ошибки, допущенные "Подземстроем" при сооружении заглубленного пешеходного перехода в центре Владивостока (к 125-летию города): из-за повреждения дренажной системы был нарушен отток грунтовых вод от основания памятника. В результате, стала разрушаться плита-стилобат, на которую опираются все три постамента скульптурной группы. Пришлось стянуть центральный постамент десятком стальных обручей и искать деньги на реставрацию.


16

В первой половине 90-х годов особо рьяные "демократы" попытались даже снести Знаменосца. Мол, памятник разваливается, и не сегодня-завтра многотонная махина упадет прямо в подземный переход, на головы прохожих… Автор этой идеи даже предлагал окупить затраты на снос "не отвечающего духу перемен" монумента …за счет продажи его остатков в Китай. Вполне себе "рыночная" идея. По счастью, здравый смысл возобладал и уникальный памятник, подобного которому нет не только в России, но и вообще в мире, трогать не стали.

Правда, и денег на реставрацию в те трудные годы не нашли. Ограничились тем, что в 1994-м году скульптурную группу, от греха подальше, обнесли еще и забором — дабы кого не зашибло падающей плиткой, либо статуей.

В марте 1999 года Знаменосца решили все-таки привести в порядок. Увы, как и без малого сорок лет назад — "к дате". Вместо 10 месяцев, положенных для реставрационных работ такого масштаба, компаниям "Альтаир" и "Чистая вода" (восстанавливавшей постамент) отвели только 4 месяца. Обошлась эта реставрация в полтора миллиона рублей.

Когда вскрыли памятник, сняв заваренный много лет назад технический люк, под могучей правой ногой Знаменосца нашли бутылку со скрученными листочками бумаги внутри. Оказывается, в день окончания работ над монументом, собиравшая и устанавливавшая его бригада мастера Зубова решила оставить о себе память грядущим поколениям. Этакая несанкционированная властями "капсула времени".


Вот такие документы там были:

Товарищи!
Этот памятник сделан на Мытищинском заводе художественного литья. Смонтирован и установлен комплексной бригадой коммунистического труда.
Работами руководил мастер Зубов Г.Н. Рабочие: Заугольников П.Д., Иванов В.А., Титов А.А., Македонский Б.В., Химин А.С., Куликов Б.С., Кузьмин В.М.,
Такелажники: Харин В.И., Баланёв В.А., Барвенко В.В., Богданов В.И. Комплексная бригада строителей: Боярский В.И., Липовцев А.И., Солдатов В.В., Босых В.Л., Царык В.А., Шушлевин В.И., Крупа Г.М.,Комаров А.А., Якушевич Л.И., Прохоров А.М., Разбазаров В.А., Макаренко В.А., Дацко В.И.
Работы окончены 25 апреля 1961 г.


Что любопытно, темно-зеленая бутылка, похожая на нынешние пивные 0,3 оказалась не из-под водки: судя по остаткам сохранившейся этикетки, в начале 60-х годов в таких продавался морс. Других "сувениров" внутри памятника обнаружено не было. Если, конечно, не считать за таковые встретившиеся реставраторам многочисленные огрехи отливки и сборки.

Оказалось, что почти четыре десятка лет главный символ Владивостока …простоял на одной ноге. Каркасное крепление внутри статуи было сделано только до колен фигуры и не доходило до постамента. Все держалось на правой ноге, на которую приходился почти что весь немаленький вес главной фигуры. Кроме того, между каркасом и металлом памятника отсутствовали изоляционные пластины. В результате, получалась гальванопара — бронза+сталь, и при затекании воды шло активное окисление.

В пальцах Знаменосца, в ленте на бескозырке и штыке винтовки, в других местах, по всем трем скульптурам реставраторы нашли стальную арматуру и формовочную землю, которые должны были удалить еще на заводе. В реальности же эту работу выполнили с опозданием почти на сорок лет специалисты, восстанавливавшие памятник.

Всего в скульптурах насчитали около 400 дефектов, лишь меньшая часть которых происхождением своим была обязана суровой приморской погоде. Гораздо больше обнаружилось огрехов и ляпов, порожденных обычной человеческой спешкой и неаккуратностью.

Как оказалось, ансамбль сделан из бронзы с многочисленными примесями. Собственно, бронзы в нем — чуть больше 70%. Остальное — цинк, свинец, железо, никель и что-то еще. Причем, бронза по своему химическому составу оказалась весьма неоднородной. У реставраторов сложилось такое впечатление, что скульптуры в Мытищах отливали из вторсырья — бросового цветного металлолома низкого качества. В результате, бронза почти полностью оксидировалась — на изломе она напоминает цветом, скорее, кусок каменного угля, нежели обычный металл.

"Уберите негров со Светланской!"

За годы пребывания под соленым морским ветром и нередкими приморскими тайфунами, памятник покрылся не только благородной патиной, но и многочисленными зелеными потеками и разводами. После начала реставрационных работ все эти "следы времени" со Знаменосца сотоварищи смыли и покрыли скульптуры специальным составом радикально черного цвета.

В ответ на все претензии возмущенных горожан, которым не понравились антрацитово-блестящие "негры" на площади (перекрасить!), реставраторы успокаивали: со временем состав изменит свой внешний вид и сменится красивой патиной. В принципе, так оно и случилось: сегодня скульптурная группа отливает серо-стальным покрытием, надежно защищающим бронзовый материал памятника от приморской погоды и отравленного автомобильными выхлопами городского воздуха.

Памятник советского Дальнего Востока даже сегодня, почти тридцать лет спустя после распада СССР и смены в стране общественно-политической формации, по-прежнему остаётся настоящим украшением центральной площади Владивостока.

Кстати

Владивостоку повезло, как никакому другому городу Дальнего Востока: в нем есть целых две работы Алексея Тенеты. Вторая — памятник прославленному флотоводцу Степану Осиповичу Макарову, которого скульптор первоначально изготовил для "Дальзавода" по заказу тогдашнего руководства предприятия. Рассказывают, первоначально Макаров стоял возле проходной предприятия. Но, после того, как очередная высокая комиссия устроила скандал "кто разрешил?!!", Степана Осиповича с "Дальзавода" убрали и перенесли на площадь Луговую. До 1999 года Макаров был самым несчастным и малопосещаемым памятником Владивостока. Даже в советские годы движение транспорта на Луговой было достаточно сильным, и желающих подойти к подножию изваяния практически не находилось. В городе тогда шутили, что "редкий пионер со цветами добежит до Макарова".

Примерно в то же время, когда шла реставрация "Борцов", по той же технологии было решено восстановить и изрядно пострадавший от природы и выхлопных газов памятник адмиралу Макарову. К 28 июня, Дню Военно-морского флота его перенесли в красивый скверик, разбитый напротив гостиницы "Экватор". В ходе реставрации также обнаружилось немало огрехов, в частности, забытая формовочная земля в подзорной трубе адмирала. За многие годы затекавшая туда вода, при замерзании, просто разорвала этот фрагмент памятника на части.


11

Tags: Памятное, Приморское, Техническое
Subscribe

Posts from This Journal “Приморское” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

Posts from This Journal “Приморское” Tag