aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Categories:

Что такое "няньхуа" и зачем они нужны?

1



Новогодние лубочные картинки няньхуа — относятся к нематериальному культурному наследию Китая. Няньхуа это и есть «новогодняя картинка», где 年 — это «год», а 画 — картинка. Украшая в канун праздника Весны (Чуньцзе, Новый год по лунному календарю) разнообразными няньхуа свои жилища (окна, двери, подъезды, дворы и ворота), гостиницы, и магазины, рестораны и чайные, общественный транспорт, китайцы, наделяют эти картинки особой магической силой. Люди надеются, что эти картинки привлекут в дом удачу и благополучие, а также помогут изменить судьбу обитателей дома. Иными словами, все эти новогодние картинки сулят счастье.




В старину люди верили, что новогодний лубок, выполненный непременно в красном цвете, запуск петард и хлопушек отпугивает злых духов и изгоняет их из дома. Со временем наклеивание картинок стало частью праздничного ритуала китайцев. Сегодня же новогодние лубочные картинки превратились в обязательное новогоднее украшение жилища каждого китайца.

Няньхуа чрезвычайно разнообразны, - не только по содержанию, но и по форме. Чаще всего это иероглифическая надпись с пожеланиями добра, счастья, благополучия и исполнения желаний. Картины благопожелательного характера, по мнению китайцев, приносят в дом атмосферу радости и семейного благополучия. Эти пожелания идут как бы от имени обитателей дома либо от героев старинной мифологии и народного фольклора, нарисованными на картинке. Содержание многих картинок отражает надежды китайцев поправить свои финансовые дела и разбогатеть, а также выражает самые простые житейские ценности и надежды на обильное потомство, богатый урожай, удачу в делах.

Изображаемые на лубках предметы, животные, люди имеют символический смысл. Сюжеты их взяты из реальной жизни и из китайской истории и мифологии.

2

Народные картинки занимают особое место в китайском народном искусстве. Они берут начало от древних изображений божеств-хранителей ворот, которые исконно имели охранительное и сакральное значение, воплощая в себе народные верования в небожителей. Также истоки появления няньхуа относят к культовому буддийскому искусству — изготовлению бумажных икон с изображениями буддийских божеств и молитвенными текстами уже существовавшему при династии Тан (618-907).

Многие этнографы считают, что прототипом няньхуа послужили гравюры по бамбуку (чжухуа), массово изготовлявшиеся в X-XI веках. Первоначально няньхуа изготавливались из деревянных резных досок наподобие эстампа, когда деревянные клише поочерёдно накладывались на один и тот же лист. Первое клише давало контур рисунка, а другие — красочное покрытие. Вплоть до конца эпохи Мин (1368- 1644) няньхуа сохраняли в себе множество элементов классической живописи и профессиональной гравюры. Рост популярности няньхуа при последней династии Цин (1644-1911) среди сельского населения привёл к тому, что необходимость выпуска большого количества картинок изменила самих производителей: ими стали ремесленники, освоившие лишь азы художественного мастерства, что привело к упрощению техники изготовления. Ранее сложная резьба свелась к контурному рисунку с его последующей раскраской от руки. Типичным для няньхуа стало использование орнаментальных, прежде всего цветочных, мотивов и введение декоративных обрамлений. В XIX веке начался активный поиск способов удешевления изготовления няньхуа; вместо использования высокосортной, мягкой белой бумаги, мастерские вначале перешли на фабричную японскую тонкую бумагу желтоватого оттенка с глянцем на одной стороне, а затем и на низкосортные местные сорта с шероховатой поверхностью. Ухудшилось и качество красок; из употребления исчезли карминно-красная и зелёная, в практику вошло использование дешёвых привозных европейских красок, к которым подмешивались белые квасцы.


3


В конце XIX — начале XX веков няньхуа, не выдержав конкуренции с литографией и гравюрой на меди, перешли на олеографический способ исполнения. Кроме того, в данный период некоторые няньхуа создавались с применением техники шелкографии. В это же время наметился интерес к простонародной картинке со стороны профессиональных художников. В период Второй мировой и гражданской войн 30-40-е годы няньхуа использовалась для выпуска агитационных материалов, что привело к новому расцвету искусства народного лубка.


4


Новогодние картинки из уезда Янлюцин (杨柳青,маленький городок в западном предместье Тяньцзиня — одного из четырёх городов центрального подчинения КНР) знамениты в северном Китае. Во время празднования Нового Года по лунному календарю, люди покупают эти картинки и вешают их на окна, стены и двери, чтобы создать праздничное настроение.

Картинки из уезда Янлюцин появились в эпоху правления династии Мин (14-17 вв.). Расцвет этого народного промысла пришелся на годы правления императоров Юнчжэна(雍正), Цяньлуна(乾隆) и Гуансюя(光绪)последней императорской династии Цин. В те годы существовало несколько тысяч сюжетов, чаще всего, новогодних, однако, нередко изображались и сюжеты из жизни. Популярны также различные пейзажи: на фоне гор и водоемов часто можно увидеть птиц, животных, цветы. При этом обязательно присутствует местный колорит.

Героями новогодних открыток из уезда Янлюцин часто становятся персонажи разных историй и легенд.


5


При изготовлении новогодних открыток используются различные технические приемы. Объединяет все эти методы результат – картинки получаются очень красочными, с множеством деталей. Особенно удивительными, с точки зрения техники исполнения, являются лица людей.

В последние годы правительство Тяньцзиня уделяет особое внимание работе по возрождению народных промыслов, и в том числе, новогодних картинок Янлюцина.

Сегодня искусство Янлюцина включено в список нематериального культурного наследия Китая. В 2009 году в поселке Янлюцин был создан самый большой в стране музей новогодних картинок площадью 3600 метров.


6


В настоящее время КНР занимает первое место в мире по количеству объектов нематериального культурного наследия, включенных в список ЮНЕСКО. Руководство и общественность страны, представители научных кругов, понимая важность сохранения национальной культуры и ретрансляции традиционного народного искусства, принимают участие в подаче заявок о включении объектов нематериального культурного наследия в такие списки ЮНЕСКО, как «репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества» и «список объектов, нуждающихся в срочной защите».


7


Дальнейшая работа по охране народных картинок-няньхуа и популяризации знаний об этом исчезающем виде декоративно-прикладного искусства была направлена на проведение ярмарочно-выставочных мероприятий. Во многих региональных центрах по изготовлению народных картин регулярно проходят выставки, форумы, научные семинары. Крупнейшая зарубежная коллекция няньхуа находится в «Эрмитаже».

Цена на китайскую бумажную лубочную картинку обычно невелика, цветные отпечатки с деревянного клише отвечают рыночной потребности в массовом производстве.



Tags: Географическое, Историческое
Subscribe

Posts from This Journal “Географическое” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “Географическое” Tag