aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Из жизни провинциального советского следователя...

0



Неделю назад отмечался День работников следственных органов МВД России несмотря на то, что после распада СССР этот праздник не имеет официального статуса. Для большинства граждан профессия следователя прикрыта занавесом тайны и не поддается публичной огласке. Мало кто знает, что же сам сотрудник следственных органов думает о своей профессии, как он живет и сколько времени проводит на работе. На фото в центре - Анна Владимировна Лозовицкая, она 6 лет назад ушла на пенсию с должности заместителя начальника следственного отдела ОМВД России по городу Уссурийску приморского края.

В 1994 году выпускница физико-математического факультета УГПИ после опыта работы в так называемых коммерческих фирмах, только-только зарождающихся в СНГ, пришла стажером в следственный отдел. Вернее, в милицию дочери посоветовал идти отец, и Анна Владимировна, смутно понимающая, чем она будет заниматься, но любящая детективы, согласилась с его вескими доводами выбрать "нормальную", по его словам, профессию. Далее - трудовые и боевые будни Анны Лозовицкой от первого лица:




ПРОФЕССИЯ СЛЕДОВАТЕЛЬ

Первый рабочий день в отделе имущественных преступлений. Мой наставник, к которому меня приставили, приносит большую стопку папок.

— А что это?

— Это уголовные дела.

И вот так я их увидела в первый раз.

В то время краж было очень много, люди воровали что угодно — шапки, шубы, даже нижнее белье. Начинаешь писать перечень имущества и до бесконечности. Помню женщину, у которой из квартиры вынесли все, до чистых стен, как говорится, хоть продавай.

Сотрудники милиции не справлялись с квартирными кражами, поэтому набирали стажеров. Мы с моим будущим мужем пришли в одно время одним приказом, даже в одном кабинете находились. Но обратить внимание на него времени не было, дела мелькали так, что не успевала ни за чем другим следить. Жили день и ночь на работе.

Спустя полгода стажировки мне дали отпуск. Я поехала к тетке в Белорусию. Она мне говорит: "Сейчас пойдем по городу гулять, зайдем к моей знакомой, она гадалка". Мы приходим, она села и смотрит по руке: "Ты замуж выйдешь не скоро, в 35 лет, и причем муж твой находится рядом с тобой и имя у него также как у тебя начинается на "А".

Я посмеялась и забыла. А когда в 35 лет вышла замуж за коллегу Андрея, мне тетка напомнила тот случай с гадалкой. Я в такое не верю, но случай со мной произошел на самом деле.

ПЕРВОЕ ДЕЛО

Первое дело я запомнила на всю жизнь. На улице Энгельса в гаражном кооперативе владелец одного из гаражей выпивал с мужиками. И тут идут два ранее судимых гражданина, смотрят — "Москвич" стоит, хозяин пьяный… Суть да дело — забрали ключи и решили машину угнать. А хозяин забегает в гараж, хватает ружье для подводной рыбалки и выпускает стрелу в спину одного из убегающих. Угонщики садятся в "Москвич" и уезжают. Идут поиски, пока раненый не попадает в больницу. Почти неделю угонщики пытались самостоятельно стрелу из спины извлечь, даже ножовкой пробывали пилить.

У меня еще опыта не было, дело мне досталось дорого: во-первых, хозяин был пьяный, а надо имущество описывать, во-вторых, он ходил каждый раз ко мне, вспоминая содержимое багажника и бардачка: "А, я еще вспомнил, у меня там очки лежали". Через день: "И чехол от очков лежал, жена подарила, надо обязательно записать". Хозяина машины надо было признать потерпевшим на новую сумму, т.е. заново предъявить обвинение.

КАЖДЫЙ ДЕНЬ УЧЕБА

Начальником следствия был Николай Николаевич Герасимов. Таких начальников поискать надо: при нем следствие было на высоте. Николай Николаевич учил, что следователи — это "голубая кровь" полиции, с людьми должны общаться вежливо и только на "вы". Чтобы ни сделали его подчиненные, он их всегда защищал перед вышестоящим руководством, никому не давал в обиду, хотя сам мог наказать.

Стажеров пришло человек 15 и все без специального образования. После рабочего дня, вечером, часов в 19-20, он нас собирал и учил. Каждый день лекции, потом вопросы и практика.

Есть такое следственное действие — воспроизведение показаний на месте, когда с обвиняемым, двумя понятыми едем от самого УВД, и обвиняемый рассказывает, как совершил кражу. Все описывается, составляется протокол.

Меня отправили на кражу, произошедшую на очистных сооружениях. Вечером я принесла начальнику протокол воспроизведения показания. Он берет его и рвет. Я опять на завтра по-новому: обвиняемый, понятые, машина… Вечером приношу, показываю… В общем, я на очистные раза три ездила. Я уже рыдала, слезы катились, пока не научилась идеально провести следственное действие. Сейчас меня посади в машину, я запишу без запинки протокол.

Вот так нас учил. Причем, занимались с нами все начальники.

ДЕЛА ЗАКАНЧИВАТЬ НАДО, А ОНИ СО СВОЕЙ СВАДЬБОЙ

Через 5 лет работы я стала старшим следователем. Александр Михайлович Шевченко уходил на пенсию и предложил занять свое место. Начальником следствия стал Сергей Александрович Ранкевич, он отметил тогда, что у меня хорошо получается. Так я стала начальником. Сначала в первом отделе, расположенного в микрорайоне железнодорожной слободы. После его закрытия коллектив перевели в УВД на Калинина. Руководитлем следственного отдела была Любовь Михайловна Романюк, которой я благодарна за свое становление в профессии.

Когда работала в первом отделе, вышла замуж. 29 апреля, конец месяца, в прокуратуре дела надо подписывать, а у нас церемония в ЗАГСе.

Я жду будущего мужа дома. Он прибегает со стопками дел за 15 минут до начала регистрации, кричит — выходи. На фотографии с ЗАГСа так и остались мои подруги с паками уголовных дел, с которыми с прокуратуры ехали.

ФОРТОЧНИКИ И УГОНЩИКИ АВТОМОИЛЕЙ

Я когда работала, была высокая подростковая преступность. Дети через форточки в чужие квартиры залазили.

На Слободе орудовала группа автоугонщиков. Каждый день по две-три машины угоняли. Нанимали мальчишек — студентов сельхозинститута, платили им по 5 тысяч рублей за машину.

Много было разбоев и грабежей. Когда наступало тепло, начинались на кладбищах кражи оградок, лавочек, уголков. Затем с дач на металл воровали тазики, бочки, заборы, у кого что можно забрать на металл. В Уссурийске высокая преступность была, знакомая даже сравнила город с Чикаго. Думаю, и сейчас у сотрудников нагрузка не меньше.

Я не считаю себя идеальным руководителем, в отличии от моего мужа, которого до сих пор вспоминают и говорят: "Вот, при Андрее Евгеньевиче…"

Со мной не происходило опасных для жизни случаев, но среди моих подчиненных они были. Я работала начальником отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и послала молодого следователя, только устроившегося после учебы, на обыск. Спустя время мне звонят и говорят: в них стреляют цыгане, которые забаррикадировались в доме.

Еще был в практике случай на Слободе. Девушка-следователь поехала на обыск и ее там избили. На нее накинулась пьяная мать обвиняемого.

ШАПОЧНОЕ ДЕЛО

В 90-ые массово срывали шапки. Помню одно из таких дел.

Шли две девчонки-студентки по Горького, подбегают два парня и сзади шапки пытаются сорвать, а шапки на резинке. Девчонки не растерялись и одного из налетчиков схватили, второй успел убежать. Парень без документов, и чтобы установить его личность, пришлось мне ехать в поселок Оленевод. Нашла его школьную учительницу, которая по фото его опознала. Второго налетчика так и не задержали, друг его не выдал.

Все сотрудники милиции от каждой службы ходили в рейды "по шапкам" — надевали головные уборы и по улицам гуляли. Следователей начальник отстоял от таких рейдов.

КАКИМ НАДО БЫТЬ СЛЕДОВАТЕЛЮ

У следователя наполовину жизнь, наполовину работа. Надо быть высокоорганизованным человеком, что мало у кого получается. У меня до сих пор эта привычка: каждый день с вечера, несмотря на то, что 6 лет на пенсии, пишу план за завтра. Это меня следствие приручило — прежде, чем уходить с работы, я садилась и на следующий день все писала, чтобы ничего не забыть. И личную жизнь планировать невозможно.

Следователь должен быть справедливым и трудолюбивым, а еще должно присутствовать самопожертвование. Бывает, что в воскресенье находишься с семьей дома, звонок — человека задержали. Все бросаешь и едешь, не считаясь с личным временем. Поэтому, многие девушки-следователи не замужем, потому что вторые половины не выдерживают, семьи распадаются.


Tags: Приморское, Спецслужбовское
Subscribe

Posts from This Journal “Приморское” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “Приморское” Tag