aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Categories:

Иконография Георгия Победоносца - В День его памяти

80



Уже к VI веку сформировались два типа изображения великомученика Георгия: мученик  с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ, и воин в доспехах, с оружием в руках, пеший или конный. Георгий изображается безбородым юношей, с густыми кудрявыми волосами, доходящими до ушей, иногда с венцом на голове.




С VI века Георгий часто изображается с другими воинами-мучениками — Феодором Тироном, Феодором Стратилатом и Димитрием Солунским. На объединение этих святых могло повлиять и подобие их обликов: оба юные, безбородые, с короткими, доходящими до ушей волосами.

81

Георгий Диасорит и Феодор Стратилат на конях. Ок. 1260-х гг. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет

Редко встречающийся иконографический извод — Георгий-воин, восседающий на троне, — возник не позже конца XII в. Святой представлен фронтально, сидящим на троне и держащим перед собой меч: правой рукой вынимает меч, левой придерживает ножны. В монументальной росписи святые воины могли изображаться на гранях подкупольных столпов, на подпружных арках, в нижнем регистре наоса, ближе к восточной части храма, а также в нартексе.

82

Святой Георгий. 1096 г. Церковь во имя Архангелов, Ипрари, Грузия

Иконография великомученика Георгия пришла на Русь из Византии. На Руси она претерпела некоторые изменения. Древнейшим из сохранившихся является поясной образ великомученика Георгия в Успенском соборе Московского Кремля. Святой изображен в кольчуге, с копьем; о мученическом подвиге напоминает его пурпурный плащ.

83

Великомученик Георгий. Русь. Около 1170 г. Успенский собор Московского Кремля

Образу святого из Успенского собора созвучна житийная икона великомученика Георгия XVI века из Успенского собора г. Дмитрова. Святой на среднике иконы изображен в рост; кроме копья в правой руке он имеет меч, который придерживает левой рукой, у него есть также колчан со стрелами и щит. В клеймах — эпизоды мученических страданий святого.

84

Великомученик Георгий с житием. Икона. Москва. 1-я треть XVI века. Из Успенского собора г. Дмитрова. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

85

Великомученик Георгий. Икона. Новгород. 1130-40-е годы. Москва, ГТГ

86

Георгий Победоносец. Москва. Начало XV в. Москва, Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ)

В основе иконографии Георгия на коне лежит позднеантичная и византийская традиции изображения триумфа императора. Различаются несколько вариантов: Георгий-воин на коне (без змея); Георгий-змееборец («Чудо великомученика Георгия о змии»); Георгий со спасенным из плена отроком («Чудо великомученика Георгия с отроком»).

87

Чудо Георгия о змие. До 1350 г. Монастырь Дечаны, Сербия

Композиция «Двойное чудо» объединила два наиболее известных посмертных чуда Георгия — «Чудо о змии» и «Чудо с отроком»: Георгий изображен на коне (скачущем, как правило, слева направо), поражающим змея, а позади святого, на крупе его коня, — небольшая фигурка сидящего отрока с кувшином в руке.

На Руси сюжет "Чудо Георгия о змие" широко известен с середины XII века.

88

Чудо Георгия о змие. Фреска. Последняя четверть XII в. Церковь святого Георгия, Старая Ладога

До конца XV века существовал краткий извод этого образа: всадник, поражающий копьем змия, с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы Господа. В конце XV века иконография Чуда святого Георгия о змие дополняется рядом новых деталей: например, фигура ангела, архитектурные детали (город, который св. Георгий спасает от змия), изображение царевны. Но одновременно существует и немало икон в прежнем кратком изводе, но с разнообразными отличиями в деталях, в том числе в направлении движения коня: не только традиционное слева направо, но и в обратном направлении. Известны иконы не только с белым окрасом коня — конь может быть вороной или гнедой масти.

89

Чудо Георгия о змие. Икона. Новгород. Конец XIV — начало XV вв.

90

Чудо великомученика Георгия о змие. Икона. Новгородская провинция. 2-я половина XVI века. 113.5 х 79.7. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

91

Чудо Георгия о змие. Новгород. Середина XIV в. Москва, ГТГ

92

Чудо Георгия о змие. Вологда. Конец XV — начало XVI вв. Санкт-Петербург, ГРМ

Иконография Чуда Георгия о змие сформировалась, вероятно, под влиянием античных изображений фракийского всадника. В западной (католической) части Европы святой Георгий обычно изображался как мужчина в тяжелых доспехах и шлеме, с толстым копьем, на реалистичном коне, который с физическим напряжением пронзает копьем относительно реалистичного змея с крыльями и лапами. В восточных (православных) землях отсутствует этот акцент на земном и материальном: не очень мускулистый юноша (без бороды), без тяжелых доспехов и шлема, с тонким, явно не физическим, копьём, на нереалистичном (духовном) коне, без особого физического напряжения, пронзает копьем нереалистичного (символического) змея с крыльями и лапами. Также великомученик Георгий изображается с избранными святыми.

93

Чудо Георгия о змие, с Деисусом и избранными святыми. XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Происходит из Георгиевской часовни в д. Шотогорка Пинежского района Архангельской области

94

Чудо Георгия о змие, с житием Георгия. XV в. Покровский собор Рогожского кладбища, Москва, Россия

95

Чудо Георгия о змие, с житием в 18 клеймах. Вторая половина XVI в. Устюженский краеведческий музей, Вологда. Из собора Рождества Богоматери в Устюжне

96

Великомученик Георгий, с житием. Москва. Начало XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Tags: Духовное, Памятное
Subscribe

Posts from This Journal “Духовное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “Духовное” Tag