aleks070565 (aleks070565) wrote,
aleks070565
aleks070565

Categories:

320 лет назад появились богадельни

0



В этот день 8 июня 1701 года государь Петр I принял указ о развитии богаделен – первой меры социальной защиты малоимущих. Слово богадельня произошло от слияния двух слов – Бог и дело. В каком-то смысле такое учреждение – квинтэссенция христианского милосердия: «Просящему у тебя дай» (Мф.5:42). Еще равноапостольный князь Владимир наказал монастырским приходам заботиться обо всех, кто попросит помощи: нищих, сиротах, инвалидах и болезных. Социальную помощь выстроить в некое подобие системы попробовал русский царь Алексей Михайлович. Появился особый Приказ строения богаделен, регламентировавший их строительство, управление и финансирование. Государь же повелел убрать с улиц Москвы бродячих и лежащих нищих и обустроить:

«… две шпитальни по новым еуропским обычаям, одну в Знаменском монастыре, в Китай-городе, а другую за Никитскими воротами…», – что и было сделано.Затем к насущной проблеме подключился его сын Петр I с указом:

«Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых».

По этому указу надлежало убрать из частных рук финансирование богоугодных заведений и отдать их под контроль государства. Дословно:

«… по всем губерниям богаделен для старых и увечных, кои работать не могут и о необходимости старым зело и увечным кормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти, да недорослям малым до указной меры в поры прежних их окладов, а молодым и здоровым кормовых денег не давать…»

Основной упор царь-реформатор делал на создание мест для увечных и отставных военных моряков.

«… для десяти человек больных должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил».

При этом Петр I запрещал частную благотворительность. Он попробовал все средства направить через систему богаделен, в 1718 году даже воспретил просто подавать милостыню в руки нищих.

Как бы ни было спорно это указание, система государственных, монастырских богаделен продолжала расширяться. Она охватывала более или менее все города империи. Мы точно знаем, что в 1721 году только в Москве была 21 мужская богадельня и 62 женских.Московский императорский воспитательный дом 1764 года стал самой большой и богатой богадельней в Европе. Одна Екатерина II ежегодно отпускала на его содержание 50 тысяч рублей – колоссальную сумму.

Тогда же стало славной традицией в память об усопших близких отдавать в благотворительность целые состояния. Именно так граф Николай Шереметев в память об умершей жене организовал грандиозный странноприимный дом. Считается, что за столетие существования эта богадельня помогла двум миллионам нуждающимся. А основатель знаменитой династии купцов Елисеевых Григорий в честь безвременно ушедшей дочери организовал Елисаветинскую богадельню.

На углу московских улиц Большой Ямской и Красноуфимской отстроилось учреждение призрения для «пермских мещан и купцов, потерявших способность собственным трудом зарабатывать себе на пропитание» под названием «Мещанское общество богадельня». Список этот можно продолжать и продолжать.

В советское время само слово «богадельня» вдруг получило негативный оттенок. Чего стоит только фраза «развести богадельню». Между тем столетиями это была одна из важнейших форм христианского, гражданского подвижничества. А последние десятилетия царской России стали порой расцвета этого большого дела.

Ну а с 2000 года в этот день в России на основании Указа Президента РФ № 1796 от 27 октября 2000 года отмечается День социального работника — профессиональный праздник работников сферы социальной защиты населения.



Tags: Духовное, Памятное, Экономическое
Subscribe

Posts from This Journal “Духовное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Posts from This Journal “Духовное” Tag