В Хасанском районе Приморского края есть полуостров с весьма необычным названием – Краббе. Сейчас он известен как место отдыха дикарями, куда едут в надежде спрятаться подальше от людей. Своё имя он получил в честь адмирала, морского министра, дипломата и исследователя Средней Азии. Сам Краббе никогда не бывал на Дальнем Востоке, но всё же его деятельность оставила значительный след в освоении региона.
Полуостров был открыт в 1854 году во время знаменитой экспедиции фрегата «Паллада», а имя получил десятилетием позже. В царской ещё России на полуострове располагалось несколько небольших корейских деревень, которые были упразднены в СССР. Там же, недалеко от перешейка, располагалась артиллерийская батарея Береговой обороны ТОФ № 252 на четыре 130-мм пушки. В 70-е годы, уже после того, как БО ТОФ была капитально прорежена, а стационарная артиллерия почти полностью убрана, в орудийных двориках поставили бетонные направляющие, на которые были установлены танки в качестве стационарных огневых точек.
Человек, в честь которого был назван полуостров, родился в конце лета 1814 года в Грузии, в семье генерал-лейтенанта Карла Карловича Краббе. При рождении мальчик получил имя Николай. Сам он указывал, что отец его был «чистокровный финн», мать – молдаванка, родился он в Тифлисе, в армянской его части, крещён был в православии, «а стало быть, я – природный русак!».
В 1826 году будущий министр, а в тот момент мальчишка, поступает в морской кадетский корпус. Поступать в подобные учебные заведения в то время было нормой как для детей военных, так и для отпрысков гражданских чиновников. В первые годы обучения, с 1828 года, юный Николай проходит практику на 14-пушечном галиоте «Церера». Затем его ждало плавание уже на 14-пушечном бриге «Пожарский». Оба этапа практики проходили в окрестностях Санкт-Петербурга и Кронштадта.
Вообще весь период учёбы сопровождался для Николая Карловича плаваниями по Балтике. В 1830 году, когда он уже был гардемарином, находился в составе экипажа корабля «Кульм», которым в тот момент командовал Андрей Петрович Лазарев, брат Михаила Петровича Лазарева (в честь которого в 1992 году был переименован тяжёлый атомный ракетный крейсер Тихоокеанского флота проекта «Орлан»).
После выпуска, получив звание мичмана, Николай Карлович начинает службу на флоте. Первым местом на этом пути для него стал фрегат «Беллона», которым в то время командовал капитан-лейтенант граф Логин Логинович Гейден, участник Наваринского сражения. На следующий год Краббе получает назначение в 15-й флотский экипаж и на корабле «Кульм», который курсировал между Ревелем и Кронштадтом.
Вообще первые годы службы молодого военного моряка связаны с постоянной сменой экипажей и кораблей, на которых он нёс службу. Так, в 1834 году Николай Карлович назначается на люггер «Ораниенбаум», бывший яхтой адмирала князя Александра Сергеевича Меншикова. После службы на этом корабле Краббе переводится в состав 5-го флотского экипажа и тогда же за отличия в службе награждается годовым окладом.
В конце 1836 года Николай Карлович за отличия на службе производится в лейтенанты и командируется в Астрахань, для работы в 45-м флотском экипаже. В задачи его входило знакомство экипажа с порядком службы на Балтийске и судах Каспийской флотилии. В этой командировке Краббе был в распоряжении генерал-лейтенанта Алексея Александровича Вельяминова. Вельяминов в то время был на должности командующего войсками Кавказской линии, и Николай Карлович был приставлен к нему адъютантом. В той экспедиции Краббе довелось поучаствовать несколько раз в боях с горцами, за что был награждён орденом Святого Станислава 4-й степени.
В 1838 году Краббе возвращается в Петербург и там снова становится адъютантом. Но в этот раз уже Александра Сергеевича Меншикова, который в то время был начальником главного морского штаба.
1839 год приносит Николаю Карловичу новое направление уже в гвардейский экипаж – его отправляют на Азовское море, где готовилась военная экспедиция для занятия опорных пунктов на северо-восточном берегу Чёрного моря. При этом за Краббе сохранилась и прежняя должность.
В той экспедиции Николай Карлович принимает участие в десанте на абхазские берега у рек Субаши и Шахе, и в этот раз он оказывается под командованием уже упомянутого выше Михаила Петровича Лазарева. И здесь опять же Краббе принимает участие в бою с горцами. За свои действия в той экспедиции Николай Карлович получает ещё одну награду – орден Святого Владимира 4-й степени с бантом.
И вот тут судьба начинает закидывать Николая Карловича из одной военной экспедиции в другую. Вернувшись из одного рейда, Краббе отправляется в Оренбург под командование генерал-лейтенанта Василия Алексеевича Перовского. Здесь Николай Карлович принимает участие в Хивинской экспедиции, целью которой было прекратить набеги хивинцев на территории Российской империи и освобождение пленных, находящихся в Хивинском ханстве. После этого похода Краббе, вернувшись в Петербург, снова попадает на борт корабля, на этот раз парохода «Богатырь», на борту которого Николай Карлович сопровождает генерал-адмирала Константина Николаевича в Киль и обратно. И вот вскоре после этого Краббе пересекается с Евстафием Путятиным, под командованием которого убывает через Астрахань в Персию по делу прекращения набегов турок на персидское побережье.
В августе 1842 года Краббе производится в капитан-лейтенанты. Несколько лет он с различными поручениями командируется то в Ревель, то в Астрахань, то в Севастополь, то в Архангельск и другие места. Постепенно Николай Карлович начинает постигать науку военного чиновничества.
В 1847 году Краббе получает поручение о сборе информации о судоходстве рек в районе Аральского моря накануне похода по Сыр-Дарье. Помимо этого, ему дали задачу построить небольшие шхуны и барки для этого дела. Для исполнения всех задач Николай Карлович привозит с собой к месту подготовки экспедиции матросов и корабельщиков.
Эти годы можно назвать первым этапом службы Краббе. Он изучил Балтику, участвовал в морских, речных и сухопутных экспедициях, а в качестве адъютанта начальника Главного морского штаба Краббе бывал во множестве губерний и городов империи в период с 1848-го по 1852 год.
В 1853 году Николай Карлович принимает участие в посольстве к турецкому султану в свите Меншикова. Путь в Константинополь из Одессы прошёл на борту пароходофрегата «Громоносец». После визита в Константинополь Краббе отправляется с донесением от Меншикова в Санкт-Петербург. После этого он снова возвращается на борт «Громоносца», но уже для участия в перевозке на Кавказ по морю войскового отряда. Всего в той операции было переброшено 16 000 человек 13-й пехотной дивизии, две артиллерийские батареи, 827 лошадей и запас продовольствия на десять дней.
После высадки десанта Николай Карлович участвовал в обстреле одного из военных постов, занятых турками. Вернувшись в Севастополь после этой операции, Краббе награждается орденом Святого Георгия 4-й степени. Летом 1854 года получает чин флигель-адъютанта и должность вице-директора инспекторского департамента Морского министерства.
Год спустя Краббе назначают уже директором департамента. В 1856-м он становится контр-адмиралом и назначается в свиту императора. При этом за Николаем Карловичем сохраняется его должность. В Морском министерстве на работе теперь он проведёт несколько лет. Так, в 1860 году весной назначается временно управляющим этой структурой, при этом сохраняя должность директора департамента. То есть, оставаясь руководителем одного из отделений министерства, он одновременно выполнял обязанности руководителя всего этого министерства.
На этом посту Краббе показал себя достойно, и через несколько месяцев его уже утвердили министром. В последующие годы он плотно работал в этой структуре и не один раз был отмечен высочайшими благодарностями и различными наградами. За это его именем и был назван полуостров в Приморском крае.
Стоит упомянуть, что Николай Карлович частично приложил свою руку к продаже Аляски Соединённым Штатам Америки. Он, как управляющий Морским министерством, принимал участие в декабрьском заседании 1866 года, на котором и было принято решение о продаже.
В период руководства Краббе министерство получило существенные реформы. При Николае Карловиче поменялась его структура: взамен упразднённых отдельных комитетов был создан Морской технический, в составе которого объединились прежние комитеты: кораблестроительный, строительный, артиллерийский и учёный. Позже к ним добавилось и механическое направление. Сохранилась система разделения портов на два разряда. С его же подачи на флоте отменяются жестокие телесные наказания.
При его руководстве главный порт на Дальнем востоке России переносится из Николаевска-на-Амуре во Владивосток – это случилось полтора века назад, в начале 1870-х годов. При этом стоит заметить, что во время Российской империи оба города входили в состав одной области.
За время руководства Николаем Карловичем министерством флот дважды менялся. Сначала из парусного перешёл на паровой, а после уже и на броненосный формат. При этом при его участии активно развивалось строительство этих самых броненосных кораблей с созданием сначала мощностей для этого процесса. При этом многое делалось во время перемен внутри Морского министерства и сокращения финансирования. Он же оказал большую поддержку созданию Обуховского завода, который стал кузницей артиллерии в дальнейшем – Краббе лично наблюдал за оснащением завода. Владивосток тоже обороняли орудия, разработанные и произведённые там, в цехах этого завода, – эти пушки до сих пор стоят на Ворошиловской батарее.
В период управления Краббе морским ведомством основана Минная школа с офицерским классом. Позже за отличие в службе его произвели в вице-адмиралы, а в 1869 году он стал и адмиралом.
Современники указывают, что Краббе никогда не закрывался от людей – будь то начальство или подчинённые. В кабинет к нему входили без доклада, накрахмаленных воротничков и тугих манжет он не признавал. «У него, – писал современник, – и рубашка всегда была открыта, и халат нараспашку, и кабинет настежь…»
В книге Вячеслава Чистякова «Под самым прекрасным флагом» приводится цитата адмирала: «А чего нам скрывать? – говорил Краббе. – Ничего противозаконного мы не умышляем, ассигнаций фальшивых не печатаем... Так что будьте любезны – смотрите и слушайте!»
В 1870 году Краббе был избран членом императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Московском государственном университете. Умер в возрасте 62 лет, 3 января 1876 года, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.